15:56 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ | |
БОРИСОВ Сергей Сергеевич Специальность 12.00.08. - уголовное право и
криминология;
уголовно-исполнительное право
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора юридических наук Положения,
выносимые на защиту:
1. Вывод о том, что противодействие экстремистской
деятельности, связанной с причинением существенного вреда общественным
отношениям, обеспечивающим основы конституционного строя Российской Федерации,
должно стать важнейшим направлением в современной государственной политике противодействия
преступности. 2. Вывод о том, что борьба с преступлениями экстремистской направленности, должна вестись с учетом особенностей российской политико-правовой системы и идеологического многообразия, закрепленных в Конституции Российской Федерации, а также принципа системности права, и стать инструментом противодействия только таким деяниям, которые объективно способны существенно нарушить общественные отношения, обеспечивающие основы конституционного строя государства. При этом установление уголовной ответственности за деяния экстремистской направленности должно осуществляться с учетом оснований (принципов) криминализации, разработанных теорией уголовного права. 3. Определение содержания, объема и соотношения общеправового и уголовно-правового понятий экстремисткой деятельности, основанное на сравнительном анализе имеющихся международных и российских нормативных правовых актов, а также научных разработок в данной области. При этом под экстремистской деятельностью (экстремизмом) следует понимать вид противоправной деятельности, осуществляемой вследствие крайнего неприятия существующих основ конституционного строя и выражающейся в уголовно наказуемых деяниях, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, захват власти, возбуждение ненависти либо вражды в обществе по признакам принадлежности к определенной расе, национальности (этносу) или отношения к религии». 4. Определение понятия преступления экстремистской направленности, под которым следует понимать уголовно наказуемое деяние, совершенное по мотиву ненависти, а равно с целью возбуждения ненависти или вражды по признаку (признакам) расы, национальности (этнической принадлежности), отношения к религии. При этом законодательно определенный объем понятия преступления экстремистской направленности должен содержать исчерпывающий перечень таких уголовно наказуемых деяний. 5. Вывод о том, что понятие экстремистской
деятельности (экстремизма) не должно включать в себя деяния, относящиеся к
террористической деятельности, поскольку эффективное противодействие каждому из
данных негативных социально-правовых явлений требует четкого их разграничения
на законодательном уровне, формирования комплекса специфических мер предупреждения
и пресечения соответствующих деяний. При этом основным разграничительным
признаком выступает объект, нарушаемый в результате совершения деяний,
относящихся к экстремистской и террористической видам деятельности: если первые
посягают на основы конституционного строя Российской Федерации, то вторые – на
основы общественной безопасности. 6.
Вывод о классификации экстремистской деятельности (экстремизма) и о разграничении механизма правового
регулирования в соответствии с видом противоправности, относящихся к ней (нему)
деяний. При этом обосновывается целесообразность отнесения административных
правонарушений, связанных с пропагандой и публичным демонстрированием
нацистской атрибутики либо массовым производством и распространением заведомо
экстремистских материалов, - к созданию условий для осуществления
экстремистской деятельности (экстремизма). 7.
Вывод о том, что в структуру непосредственного объекта каждого из преступлений
экстремистской направленности входят общественные отношения, обеспечивающие толерантность,
терпимость между различными социальными группами и их представителями, но
нарушение таковых происходит за счет действий (бездействия), в первую очередь
посягающих на иной непосредственный объект, например, жизнь, здоровье,
общественный порядок. При этом в содержание объективной стороны данных
преступлений целесообразно включать только такие деяния, которые изначально
имеют общественную опасность, обладают объективной способностью существенно нарушать
основы конституционного строя и могут
быть точно и однозначно установлены и квалифицированы на практике. 8.
Вывод о том, что субъективная сторона преступлений экстремистской направленности
должна характеризоваться не только мотивом, но и целью. При этом в качестве
мотива таких преступлений целесообразно рассматривать только ненависть, а целью
признавать возбуждение ненависти или вражды. Стремление виновного к достижению
цели как желаемому результату таких деяний придает им экстремистскую
направленность, а также объективную способность существенно нарушать основы
конституционного строя, создает предпосылки для их включения в объем понятия
экстремистской деятельности (экстремизма). Как ненависть, так и вражда должны
иметь точно и исчерпывающе определенные признаки, обусловливающие их
возникновение и проявление, не допуская произвольное отнесение того или иного
деяния к числу преступлений экстремистской направленности. К таким признакам
предлагается относить только признаки
расы, национальности (этнической принадлежности), отношения к религии. 9.
Рекомендации по разграничению преступлений экстремистской направленности и их
отграничению от смежных составов преступлений и сходных административных правонарушений.
При этом в основу отграничения преступлений экстремистской направленности от
административных правонарушений следует положить вид нарушаемых общественных отношений,
способ такого нарушения, а также характер и размер причиненного вреда, мотив и
цель деяния. 10.
Рекомендации по квалификации и организации раскрытия и расследования преступлений
экстремистской направленности, совершенных с использованием телекоммуникационной
сети «Интернет». 11.Предложения delegeferenda и рекомендации теоретического
и практического характера по совершенствованию уголовного и иного законодательства,
правоприменительной деятельности правоохранительных органов в сфере
противодействия преступлениям экстремистской направленности и экстремистской
деятельности в целом: 1) в Общей части УК РФ предлагается: исключить возможность изменения категории преступления экстремистской направленности на менее тяжкую; исключить из ч. 5 ст. 35 УК РФ указание на ст. 2821 УК РФ; признать п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ утратившим силу; усложнить порядок применения условного осуждения, условно-досрочного освобождения от наказания и амнистии к лицам, совершившим преступление экстремистской направленности; исключить ряд особенностей уголовной ответственности и наказания для лиц, совершивших преступление экстремистской направленности в несовершеннолетнем возрасте; 2) в Особенной части УК РФ предлагается: использовать общее обозначение, отражающее экстремистскую направленность преступления, применительно к деяниям, предусмотренным п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, п. «б» ч. 2 ст. 116, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 119, ч. 2 ст. 214 и п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ; указать в ч. 4 ст. 150 УК РФ на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления экстремистской направленности; изменить редакцию ст. 280 УК РФ, предусмотрев ней ответственность за призыв к осуществлению экстремистской деятельности, а равно пропаганду экстремистской деятельности, совершенные публично; признать п. «б» ч. 1 ст. 213 и статьи 282, 2821 и 2822 УК РФ утратившими силу, поскольку установление уголовной ответственности за деяния, предусмотренные данными статьями УК РФ противоречит основаниям (принципам) криминализации, разработанным теорией уголовного права; отнести к числу преступлений экстремистской направленности нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, дополнив ч. 2 ст. 335 УК РФ пунктом «е», содержащим указание на соответствующие мотив и цель; 3) внести изменения и дополнения, согласованные с общими предложениями, выносимыми соискателем на защиту, в УПК РФ, КоАП РФ и Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»; 4) в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» внести изменения и дополнения, касающиеся разъяснения понятий «ненависть», «вражда», «социальная группа» и ряда других признаков составов преступлений экстремистской направленности, рекомендаций по разграничению последних между собой и их отграничению от смежных составов преступлений и сходных административных правонарушений. | |
|