20:09 Наука конституционного права России и концепт «культура»: вопросы теории и практики | |
САЗОННИКОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
Специальность 12.00.02 – Конституционное
право; муниципальное право Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту. 1.Концепт «культура» рассматривается как один из первичных элементов конституционно-правовой науки. Обосновывается широкое содержание концепта «культура», воплощенное в отечественной правовой системе, в которое включаются ценности, верования, художественные достижения, просвещенность, уклад жизни, разнообразные формы участия граждан в социальной деятельности, отдельная сфера государственной и муниципальной политики. Выявлена многогранность концепта «культура» в науке конституционного права России: при изучении конституционно-правовых явлений смысл концепта «культура» обусловлен предметом конкретного исследования. 2. Представлена авторская позиция, что в основу организации науки конституционного права России наряду с такими первичными элементами знания, как научные понятия и категории, должны быть положены концепты. Концепты – это обобщения существенных признаков явлений не только на рациональной основе, но с учетом жизненного опыта, интуиции и воображения субъекта познания. Концепты («культура», «нравственность», «справедливость», «экология» и др.) обеспечивают теоретическую организацию знания, когда мышление научными понятиями является неплодотворным, потому что трудно обобщить признаки явлений логически. 3.Выявлена тенденция возрастания научно-исследовательского интереса к концепту «культура» в конституционном праве России, что объясняется следующими причинами: 1) увеличение массива эмпирического материала о конституционно-правовом регулировании культурной жизни общества; 2) усиление взаимного влияния конституционных моделей, сложившихся в разных национальных культурах; 3) активное проникновение в конституционно-правовую науку социально-гуманитарного знания иных наук, изучающих культуру. 4. Установлено, что при изучении системы науки конституционного права России на основе подхода, состоящего не в дифференциации знания на части, а в обнаружении путей укрепления ее системного единства, обращение к концепту «культура» является фактором, обеспечивающим целостность системы науки конституционного права, поскольку его осмысление возможно во всех областях данной науки. 5.Подчеркивается особая роль для приращения конституционно-правового знания концепта «культура», благодаря сложившемуся на его основе культурологическому подходу. Предназначение культурологического подхода в науке конституционного права состоит в: представлении конституционно-правовых явлений сквозь призму культурного развития общества, раскрытии генезиса и смыслов конституционно-правовых явлений, привлечении внимания к ценностям конституционализма, обеспечении совершенствования конституционно-правового регулирования общественных отношений. 6.Аргументирована дифференциация науки
конституционного права России, обусловленная осмыслением в
конституционно-правовых исследованиях концепта «культура», предложено авторское
название и определение компонента науки, объединяющего результаты таких исследований.
Конституционное
культуроведение – компонент, объединяющий конституционно-правовое знание о
культуре, обособление которого обусловлено необходимостью формирования
современных представлений о конституционно-правовом воздействии (в том числе
регулировании) на духовную сферу жизни общества, в целях совершенствования
конституционного законодательства и реализации культурной составляющей
конституционно-правового образования. В названии компонента
определение «конституционное» фиксирует конкретную изучаемую область
действительности, ограниченную предметом науки конституционного права России, а
слово «культуроведение» заключает широкое проникновение концепта «культура» в
теорию данной науки. 7.Разработаны основы авторской концепции компонента науки конституционного права России, объединяющего конституционно-правовое знание о культуре: принципы; специфика; проблемное поле. Принципы: 1) принцип
дуализма: возможность исследовать конституционно-правовые явления как феномены
культуры, с одной стороны, и культурные явления как объекты конституционно-правового воздействия, с другой стороны; 2) принцип
разнообразия: возможность применения любого из существующих подходов к пониманию
культуры для расширения конституционно-правового знания. Специфика: 1) предметная
область характеризуется объединением знания вокруг концепта «культура», который
раскрывается в совокупности элементов, не имеющих четко обозначенных границ («конституционная
культура», «право на участие в культурной жизни» и т.д.), определяемых лишь
относительно; 2) компонент науки является результатом взаимодействия
конституционного права и иных наук, изучающих культуру. Проблемное поле
компонента является широким и включает все возможные культурные аспекты,
которые находятся в границах предмета науки конституционного права России. 8.Сделано заключение, что компонент науки конституционного права России,
объединяющий конституционно-правовое знание о культуре, имеет сложную внутреннюю
организацию и может быть представлен в разных вариантах построения. Ведущими являются
варианты, соответствующие двум характеристикам отечественной науки
конституционного права: тематической и методологической. 9. При построении компонента, объединяющего конституционно-правовое знание о культуре, с учетом тематической характеристики науки в нем выделяются две основополагающие группы знаний: во-первых, о разных частях предмета отрасли конституционного права (принципы культурного развития государства, его культурный суверенитет и культурная безопасность, культурные права и обязанности граждан и т.д.); во-вторых, о конституционно-правовом регулировании разнообразных культурных явлений (памятники истории и культуры, творчество, языки, искусство, символика и т.д.). Такая организация знания обусловлена фундаментальным характером общественных отношений, включенных в предмет отрасли конституционного права, основана на догме конституционного права и учитывает мировоззрение ученого, осмысливающего то или иное явление как часть культурного пространства. 10. При построении компонента,
объединяющего конституционно-правовое знание о культуре, в зависимости от
используемых методов исследования в науку конституционного права включаются знания
о культурологическом подходе как части ее методологии. Дальнейшая
дифференциация конституционно-правового знания внутри компонента обусловлена совокупностью
методов, составляющих культурологический подход. 11.В конституционно-правовом знании о
культуре складывается множество концепций – завершенных обобщающих научных построений,
обоснование и разработка которых обусловлены включением культурных явлений
(исходя из разных подходов к пониманию культуры) в сферу
конституционно-правового воздействия и их влиянием на состояние
конституционно-правовой действительности.
12.Выявленосновополагающийюридико-технический
прием конституционно-правового регулирования общественных отношений – сужение концепта
«культура» до художественной сферы, – сообразующий концепт «культура», главным
образом, с правом на доступ к культурным ценностям, с просветительской деятельностью, поддержкой учреждений
искусства. Такая трактовка концепта «культура» представляется оправданной
применительно к нормам права, регулирующим компетенцию органов государственной
власти и местного самоуправления, для обеспечения в их деятельности
конституционных культурных прав человека и гражданина. 13.Исходя из наличия в содержании конституционно-правовых норм концепта «культура», вотрасли конституционного права России выделен конституционно-правовой институт культурного развития России, выявлены его основные характеристики и определена специфическая сфера действия его норм (культурные отношения). Нормы этого института нацелены на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением государством культурной политики, в интересах его устойчивого развития и установления пределов публичного вмешательства в саморазвитие человека. При этом не все содержательные составляющие данного института определены, поскольку в главе 1 Конституции РФ принципы культурного развития не установлены (по мнению диссертанта, на конституционном уровне должны быть закреплены принцип единства культурного пространства и принцип внимания государства к культурному разнообразию). 14.
Выявлено четыре способа представления концепта «культура» в конституционном законодательстве
России: 1) сочетание правового термина с признаком «культурный» («культурные
права», «культурные обязанности» и др.); 2) сочетание общеупотребительной
лексики с признаком «культурный» («культурные связи», «культурное развитие» и
др.); 3) «скрытое» представление, когда определение «культурный» не называется,
но может быть выведено из контекста нормативного правового акта (формально это
выражено в виде открытого перечня признаков);
4) употребление культурологических понятий («культурные ценности», «памятники
истории и культуры», «культурное наследие» и др.). 15. Обоснована периодизация развития концепта «культура» в текстах отечественных конституций РСФСР и РФ: Первый этап – период действия Конституций РСФСР Второй этап – период действия Конституций РСФСР Третий этап – период действия Конституции РФ Таким образом, исторически концепт «культура» прошел в текстах отечественных конституций путь от полного не упоминания о нем до достаточно обширного регулирования. Сегодня конституционное регулирование имеется, но его объем значительно уступает существующему в советское время. 16. Расширено конституционно-правовое знание о проектах Конституции РФ, разработка которых осуществлялась в последнем десятилетии XX в., посредством формирования собирательного «портрета» концепта «культура» в их текстах. Синтез положений разных проектов Конституции РФ позволяет определить доминирующие на момент разработки Конституции РФ представления о конституционно значимых приоритетах культурного развития. Концепт «культура» был включен в преамбулу, в функции социального государства, в права и обязанности человека и гражданина, в национальную политику, в разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, в компетенцию парламента и правительства, в основы местного самоуправления. 17.Обоснована необходимость отражения концепта «культура» в конституционно-правовом образовании. В преподавании конституционно-правовых дисциплин должна быть обеспечена культурная составляющая в условиях существующей доминирующей ориентации на правовые технологии (экспертные, правотворческие компетенции) в профессиональной деятельности конституционалистов. Важная роль в конституционно-правовом образовании принадлежит популяризации науки конституционного права России и краеведческой работе с ее источниками. | |
|