Среда, 22 Мая 2024, 03:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Журнал Юрислингвистика
Наш опрос
Оцените качество новостей на нашем сайте
Всего ответов: 134

 Степанов, В.Н. Прагматика спонтанной телевизионной речи / монография / – Ярославль : РИЦ МУБиНТ, 2008. – 248 с.

 Степанов, В.Н. Провоцирование в социальной и массовой коммуникации : монография / В.Н. Степанов. – СПб. : Роза мира, 2008. – 268 с.

 Приходько А. Н. Концепты и концептосистемы Днепропетровск:
Белая Е. А., 2013. – 307 с.

 Актуальный срез региональной картины мира: культурные
концепты и неомифологемы
– / О. В. Орлова, О. В.
Фельде,Л. И. Ермоленкина, Л. В. Дубина, И. И. Бабенко, И. В. Никиенко; под науч ред. О. В. Орловой. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2011. – 224 с.

 Мишанкина Н.А. Метафора в науке:
парадокс или норма?

– Томск: Изд-во
Том. ун-та, 2010.– 282 с.

Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей

Кемерово


Новосибирск


Барнаул

Сибирская ассоциация
лингвистов-экспертов


Главная » 2013 » Январь » 27 » Лингвистическое исследование лозунга "Свободу не дают, ее берут!" (карснодарская лаборатория судебной экспертизы)
13:53
Лингвистическое исследование лозунга "Свободу не дают, ее берут!" (карснодарская лаборатория судебной экспертизы)
На нашем сайте опубликовано исследование лозунга "Свободу не дают, ее берут!". проведенное экспертами краснодарской лаборатории судебной экспертизы при Минюсте России. Мы благодарим доктора филол. наук, профессора Михаила Викторовича Горбаневского, благодаря которому у нас появилась возможность опубликовать данный материал на нашем сайте.
 
МИНЮСТ РОССИИ
Государственное учреждениеКраснодарская лаборатория судебной экспертизы (ГУ Краснодарская ЛСЭ МЮ РФ)
Лузана ул., д.38, Краснодар, 350051
 
 
 
АКТ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

по материалу проверки КУСП №73-м

 

  19 февраля 2010 г.                                                                           № 119/03-4/26.1,20.1  

 

        26.01.2009г. в Государственное учреждение Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации из следственного отдела по г. Новороссийску следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю при постановлении следователя по особо важным делам  С.Л. Мокрова  для проведения психолого-лингвистического  исследования поступили материалы:

 

- фотография лозунга «Свободу не дают, ее берут!»;

- материал проверки на 24 листах.

 

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

 «1. Является ли высказывание: «Свободу не дают, ее берут» призывом к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения?

2. Воспринимается ли в сознании граждан призыв «Свободу не дают, ее берут» как призывающее к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения?».

/Вопросы, поставленные следователем перед экспертами, перепечатаны из постановления без изменений и исправлений грамматического, пунктуационного и стилистического характера./

 

Проведение исследования поручено:

- эксперту Богомаз Алле Валентиновне, имеющей высшее филологическое образование, квалификацию судебного эксперта по специальности 7.1. «Исследование голоса и звучащей речи», стаж экспертной работы с 2003 года, стажирующейся по специальности 26.1 «Исследование продуктов речевой деятельности»;

- эксперту отдела исследования документов и психологических экспертиз Рогоза Альбине Геннадьевне, имеющей высшее психологическое образование, квалификацию судебного эксперта по специальности 20.1 «Психологии и психофизиологии человека», стаж экспертной работы с 2006 года.

 

Для удобства исследования вопрос №1 был разделен на два отдельных вопроса и без ограничения смысла и объема исследования решался в следующей редакции:

1. Является ли высказывание «Свободу не дают, ее берут» призывом к совершению насильственных действий в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций или к воспрепятствованию их деятельности?

2. Является ли высказывание «Свободу не дают, ее берут» угрозой совершения насильственных действий в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций?

 

Исследование начато 10 февраля 2010 года.

Исследование окончено 19 февраля 2010 года.

 

Исследование проводилось в помещении Краснодарской ЛСЭ МЮ РФ.

 

Список использованной литературы.

Методическая литература:

1. Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка. Волеизъявление и выражение желания говорящего в русском диалоге. – М., 2002.

2. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. – М., 2007.

3. Бринев К.И. Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза. Монография. – Барнаул, 2009.

4. Грачев М.А. Лингвокриминалистика. – Нижний Новгород, 2009.

5. Кроз М.В., Ратинова Н.А. Участие психолога в прокурорских проверках и расследовании преступлений о возбуждении национальной, расовой, религиозной, социальной вражды: Научно-методическое пособие – М., 2006

6. Майерс Д. Социальная психология/ перев. с англ.. – СПб.: Питер, 1997.

7. Осадчий М. Правовой самоконтроль оратора – М., 2007.

8. Об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды: Методические рекомендации Генеральной прокуратуры России № 27-11-99 от 29.06.1999.

9. Памятка по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы: Для судей, следователей, дознавателей, прокуроров, экспертов, адвокатов и юрисконсультов / Под ред. проф. М.В. Горбаневского. — М.: Медея, 2004.

10. Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика / Под ред. проф. А.Р. Ратинова. – М., 2005.

11. Шелякин М. А. Справочник по русской грамматике. — М,: Русский язык, 1993

12. Шуванов В.И.  Психология рекламы. – М, Ростов-на-Дону, 2006

Словари:

13. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - Спб., «прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.

14. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. М., 2006.

15.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 4-е изд., дополненное. – М., 2003.

16. Русский язык. Энциклопедия. Главный редактор Ю.Н. Караулов — М.: Дрофа, 1997.

17. Словарь практического психолога. Сост. Головин С.Ю. – Минск-Москва, 2001.

18. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-составитель академик РАН Г.В. Осипов. М., 2000.

Электронные источники

19. Конституция Российской Федерации http://constitution.garant.ru/

20. Электронный словарь крылатых слов и выражений http://krylslova.ru/index.php?a=term&d=1&t=3986

21. Электронная энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki

 

Сноски на литературные источники в тексте заключения обозначены квадратными скобками, внутри которых указан номер источника в списке литературы, номер тома и номер страницы.

ИССЛЕДОВАНИЕ

1. Внешний осмотр

Материалы для исследования поступили в неопечатанном виде.

Материалы представляют собой:

- фотографию с изображением мужчины, держащего в руках лозунг с текстом «Свободу не дают, ее берут!». 

2. Определение понятий

В вопросах и в тексте заключения употреблены понятия, которые требуют своего определения в контексте настоящего исследования, исходя из специальных знаний экспертов.

Адресат – тот, кому адресовано отправление.

Адресант  – отправитель информации, высказывания.

Восприятие - целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Возникает при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Высокая избирательность и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать те элементы познавательной информации, кои адекватны стоящей задаче [17].

Высказывание – наименьшая   речевая единица,  передающая  относительно  законченный фрагмент информации, сведений и лингвистически оформленная как предложение полной или неполной структуры. Синонимы: предложение, фраза, выражение.

Коммуникативная ситуация – конкретная ситуация общения, в которую входят партнеры по коммуникации, условия и способы реализации коммуникативной задачи. Основными компонентами речевой ситуации являются: 1) речевое побуждение (уже – коммуникативное намерение, интенция); 2) обстоятельства действительности, в которых осуществляется акт общения; 3) отношения между коммуникантами, каждый из которых обладает определенным набором социальных ролей.

Контекст – фрагмент текста, включающий избранную для анализа единицу, необходимый и достаточный для определения значения этой единицы. Различают собственно лингвистический и экстралингвистический контекст, т.е. ситуацию коммуникации, включающие условия общения, предметный ряд, время и место коммуникации, самих коммуникантов, их отношение друг к другу и т.п.

Лозунг – 1. Обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование. Политические лозунги. Лозунги футуристов. 2. Плакат с таким обращением. Вывесить лозунги. – [15, с.332]

Побудительные высказывания – Назначение побудительных предложений — побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.

Побудительный характер высказывания оформляется, прежде всего, интонацией, которая имеет множество разновидностей (в зависимости от того, что выражается в предложении: приказ или просьба, совет или призыв и т. п.).

Кроме интонации побудительный характер высказывания выражается употреблением глагола-сказуемого в повелительном наклонении: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин); Давайте восклицать, друг другом восхищаться (Б. Окуджава). Но глагольное сказуемое, называющее действие, к которому побуждают, может стоять в побудительных предложениях и в других формах: 1) в инфинитиве: Просить, позвать, сказать, что дома! (А. Грибоедов); 2) в условном наклонении: Вы бы хоть книги читали, что ли... (А. Чехов)  — и некоторых других.

Если информация изложена таким образом, чтобы вызвать у читателя желание сделать что-либо, склонить его к чему-либо, такая информация является (считается) побуждающей. Одной из самых распространенных форм побуждающей информации является призыв – обращение, в лаконичной форме выражающее руководящую идею, политическое требование; лозунг.

С лингвистической точки зрения явным прямым призывом является словесная конструкция, содержащая глагол в форме повелительного наклонения {иди, бери, не позволяй и т.п.) или экви­валентных данному наклонению форм (типа Поборемся! Избавим! Дадим отпор! Пойти! Встали!). Обязательным компонентом призыва является образ адресата речи - того, кто должен выпол­нить действия. Адресат речи может быть заявлен открыто, в виде обращения (Молодые люди! Граждане! и т.п.). Итак, можно соз­дать формулу явного прямого призыва: императив (форма гла­гола с побудительным значение) + образ адресата). [4, с.66-67]

Содержание призывов к насильственным действиям заключается в описании ситуации, когда кто-л. совершает действия по отношению к кому-л./чему-л., предусматривающее применение физической силы или принуждения.

Косвенный призыв – форма открытого побуждения без использования форм глагола с побудительным значением. Косвенный призыв может быть лишен прямого указания на образ адресата речи (в этом случае используют только модальные глаголы без личных местоимений: необходимо спасать Россию, нужно избавляться от иноверцев!). К разряду косвенных призывов стоит отнести побудительные предложения, оформленные как вопрос. Например: «Русский, ты и дальше будешь сидеть сложа руки?!!» [7, с. 57].

Призыв-лозунг – это отдельный, не формирующий связный текст речевой акт в рамках общественно-политической коммуникации, обращенный к адресату с целью побудить его выполнить некоторое действие (совокупность действий) или учитывать в повседневном поведении некоторые идеалы, осмысляемые как центральная и важнейшая часть деятельности некоторого политического субъекта, идентифицирующая этого субъекта как такового, причем чаще всего и говорящий и адресат, будучи политическими субъектами, деперсонифицированы, а говорящий¸ как правило, не исключает себя из адресатов речевого акта [2, с. 425].

Ми́тинг — массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов текущей жизни, в поддержку определённых требований, так и для выражения солидарности или протеста. Обычно проводится на открытом воздухе и, как правило,  доступен как для единомышленников, также и для любых желающих или интересующихся лиц. Митинг заканчивается принятием резолюции. Согласно статье 31 Конституции РФ, « Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» формулирует митинг как «массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». Этот закон детально определяет порядок осуществления права граждан на собрания и манифестации [21].

Речевой акт  – целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного социоречевого поведения, рассматриваемая в рамках  прагматической (см. Прагматика) ситуации. Основными чертами РА являются: намеренность (интенциональность), целеустремленность и конвенциональность.  РА всегда соотнесены с лицом говорящего. Последовательность РА создает дискурс.

Угроза – это предупреждение (я хочу, чтобы ты знал) о желании говорящего осуществить нежелательное (небенефактивное) действие для слушающего (или третьего лица), если тот совершил, совершает, совершит или возобновит нежелательное для говорящего или третьего лица действие либо не совершил, не совершает, не хочет совершить или возобновить желательное для говорящего (реже – третьего лица) действие, которое обычно реализуется в активном эмоциональном состоянии говорящего. Одними из наиболее частотных целеустановок, вызывающих угрозу, является выражение желания, намерения собеседника осу­ществить или возобновить нежелательное действие, вызов, отказ осуществить желательное. [1, с. 480-481]

 

3. Лингвистическое исследование

Решение вопроса «Является ли высказывание «Свободу не дают, ее берут» призывом к совершению насильственных действий в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций или к воспрепятствованию их деятельности?»

Объектом данного лингвистического исследования является лозунг «Свободу не дают, ее берут!», использованный во время проведения митинга, проводимого, согласно постановлению о назначении психолого-лингвистического исследования, автономной некоммерческой организацией «Новороссийский комитет по правам человека» против Закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

 

Высказывание «Свободу не дают, ее берут!» является призывом-лозунгом и по своей форме относится к косвенным призывам, выраженным при помощи неопределенно-личного предложения без прямого указания на адресата речи. Для выражения действия, к которому призывает автор высказывания, используется глагол «брать» в форме третьего лица множественного числа.

К призывам высказывание «Свободу не дают, ее берут!» относится на основании следующих признаков:

 - его материальным носителем является плакат, содержащий данное высказывание и использованный во время политической акции – митинга [2, с.425];

- для грамматического оформления данного высказывания используется восклицательный знак, используемый для выражения эмоционального отношения говорящего к действительности (в данном случае побуждение к действию) и усиливающий категоричность высказывания. [16, с. 76-77].

 

Слова, входящие в состав данного высказывания являются многозначными, по этой причине экспертом, исходя из контекста высказывания, коммуникативной ситуации, в которой был употреблен данный лозунг, а также специальных познаний, было установлено, что слово «свобода» могло быть употреблено авторами данного высказывания как в одном из трех первых значений, закрепленных в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, так и в нескольких.

Ср.: Свобода – 1. В философии: возможность проявления субъектом свое воли на основе осознания законов развития природы и общества. Свобода воли (философская категория, отражающая понятие свободы или предопределенности действий, поступков субъекта). 2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н. класса, всего общества или его членов. Свобода совести. Свобода слова. Свобода печати. Свобода личности. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Борцы за свободу народа. Завоевать свободу. 3. Вообще – отсутствие каких-н. ограничений, стеснений в чем-н. Дать детям больше свободы. - [15, с. 704]

Данный словарь относится к академическим, утвержденным Российской академией наук и Институтом русского языка им. В.В. Виноградова, и был выбран экспертом ввиду того, что в нем приводятся иллюстративные примеры контекста употребления слов в каждом из приводимых значений.

Слово «брать» употреблено в данным высказывании в значении «Получать (приобретать, нанимать, добывать) в свою собственность, в свое пользование, распоряжение». Данное слово не имеет каких-либо стилистических помет и не служит для описания насильственных или враждебных действий в отличие от таких слов как «завоевывать», «отбирать», «отнимать» и других, имеющих в своем значении сему (т.е. единицу значения) «брать силой».  

Ср.: брать – 1. кого-что. Захватывать рукой (или каким-н. орудием, зубами), принимать в руки. 4. кого-что. Получать (приобретать, нанимать, добывать) в свою собственность, в свое пользование, распоряжение. Брать деньги взаймы. Брать тему для исследования. Брать такси. Брать хлеб в булочной. Брать всё от жизни. 6. кого-что. Овладевать чем-н., захватывать. Брать крепость штурмом. Брать в плен. [15, с. 59]

 

По своей структуре высказывание «Свободу не дают, ее берут!» напоминает цитату из пьесы М.Горького «Мещане» «Прав – не дают, права – берут». Согласно электронному источнику http://krylslova.ru/index.php?a=term&d=1&t=3986, данная цитата имеет смысл «у человека есть неотъемлемые, принадлежащие ему по «естественному праву» свободы (права) — свобода мыслить, высказывать свое мнение, жить и т. д. Поэтому нельзя ждать, чтобы эти права были дарованы человеку кем-то «сверху», их нужно брать силой, пользоваться ими явочным порядком».

Пьеса М.Горького была написана в 1901 году, во время, предшествовавшее первой социалистической революции 1905 года, когда вопрос о защите прав и свобод человека стоял особенно остро. Однако понятия «право» и «свобода» не являются идентичными по своему значению, поскольку, исходя из законодательства Российской Федерации, свобода является одним из неотъемлемых прав человека с рождения. Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Таким образом, желание человека защитить свое неотъемлемое право на свободу законным образом, не нарушая прав и свобод других граждан и не осуществляя каких-либо агрессивных и насильственных действий в отношении законодательных органов и представителей власти, является его законодательно закрепленным правом.

Но кроме свободы человек обладает правами, установленными и охраняемыми государством, в котором он живет, среди которых право на труд, право голоса, право на свободу слова и т.д. То есть, пытаясь овладеть правами, которые изначально не закреплены государственным законодательством, человеку придется нарушить существующие законы.

Ср.: Право – 2. Охраняемая государством, узаконенная возможность что-н. делать, осуществлять. Права и обязанности граждан. Восстановить в правах кого-н. Право голоса. Права человека (права личности, гражданские, политические и социально-экономические права и свободы: право на жизнь, на свободу и неприкосновенность личности, на равенство всех перед законом, право на труд, на социальное обеспечение, на отдых, на образование и др.) – [15, с. 577].

То есть, обладая некоторым  структурным сходством, высказывания «Свободу не дают, ее берут!» и «Прав – не дают, права - берут» не являются синонимичными.

Таким образом, на основании лексического, семантического и структурно-компонентного анализа высказывания «Свободу не дают, ее берут!» нельзя сказать, что под словом «брать» подразумеваются насильственные действия в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций. Высказывание «Свободу не дают, ее берут!», являясь по своей формой призывом-лозунгом, не является призывом к совершению насильственных действий в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций и к воспрепятствованию их деятельности.

 

Решение вопроса «Является ли высказывание «Свободу не дают, ее берут» угрозой совершения насильственных действий в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций?»

 

Для решения вопроса экспертом сначала было установлено значение слова «угроза» в общеязыковом понимании, а затем признаки угрозы, как речевого акта, то есть формы речевого поведения.

Угроза – 1. Запугивание, обещание причинить кому-н. вред, зло – [15, с.825].

Обязательными условиями угрозы как речевого акта является соблюдение следующих условий:

- субъектный состав: угроза произносится одним субъектом в адрес другого субъекта, являющегося объектом угрозы;

- качество временной организации: угрожающий (субъект угрозы) сообщает жертве (объекту угрозы) о том, что он в будущем совершит некое действие в отношении объекта угрозы. Таким образом, жанр угрозы предполагает соседство двух времен – настоящего и будущего: здесь и сейчас некто угрожает, что «сделает» нечто;

- субъектная принадлежность действия: факт угрозы лишь тогда очевиден, когда субъект говорит о действии, которое будет совершено им самим. Адресант может угрожать самостоятельными действиями в отношении адресата либо сообщать о своем намерении организовать третьих лиц, активизировать сторонние процессы, которые обязательно затронут субъекта угрозы;

- тип действия: это действие должно наносить вред субъекту угрозы;

- говорящий в состоянии выполнить угрозу.

При несоблюдении любого из указанных условий, рассматриваемое высказывание нельзя отнести к угрозе.

Таким образом, высказывание, являющееся угрозой, должно быть построено по одной из нижеприведенных схем:

А) Думаю, что ты не хочешь, чтобы я сделал тебе нечто плохое

Б) Думаю, что ты знаешь (или можешь думать), что я могу сделать тебе нечто плохое

В) Хочу, чтобы ты знал (думал), если ты сделаешь Х, то я сделаю тебе нечто плохое

Г) Говорю: если ты сделаешь Х, то я сделаю тебе нечто плохое

Д) Говорю это для того, чтобы ты не делал Х. [3, с.148]

 

Поскольку высказывание «Свободу не дают, ее берут!» не подходит ни под одну из указанных структур и не содержит указания на действие, которое может нести опасность для адресатов данного высказывания, а также не указывает на то, кто именно является адресатом данного лозунга, оно не является угрозой совершения насильственных действий в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций.

 

Эксперт                                                         А.В.  Богомаз

 

4. Психологическое исследование.

 

Решение вопроса: «Воспринимается ли в сознании граждан призыв «Свободу не дают, ее берут» как призывающее к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения?».

Объектом данного психологического  исследования является лозунг «Свободу не дают, ее берут!», использованный во время проведения митинга, проводимого автономной некоммерческой организацией «Новороссийский комитет по правам человека», предметом исследования является смысловая направленность данного лозунга, оцениваемая в контексте всей коммуникативной ситуации. 

К психологическому аспекту относится рассмотрение  лозунга: «Свободу не дают, ее берут!» в контексте структуры речевого самовыражения как поступка с установлением его мотивационно-целевого компонента. Из обстоятельств дела и постановления о назначении экспертного исследования известно, что данный лозунг использовали  во время проведения  митинга, проводимого автономной некоммерческой организацией «Новороссийский комитет по правам человека» против Закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

Следовательно, четко ясна направленность митинга на аудиторию: с одной стороны непосредственно на тех, кого касается данный закон (лица, не достигшие 18-летнего возраста),  с  другой – на тех, кто этот закон разрабатывал и принимал, а также обязан следить за его выполнением (государственные органы власти, силовые структуры, в частности, органы внутренних дел).

Сама форма проведения данного массового собрания (митинга) предполагает обсуждение актуальных, злободневных вопросов в поддержку определенных требований или для выражения солидарности или протеста. Согласно ст. 31 Конституции РФ, « Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Сам факт организации и проведения митинга говорит о том, что его организаторы преследовали определенную цель – привлечь внимание общественности  к данному закону, выразить свое несогласие с ним, призвать общественность к отстаиванию своих прав, в том числе и права на свободу.

  На митингах, как правило, часто используют плакаты «на злобу дня», усиливающие  воздействие на аудиторию. Так в данном случае, был использован плакат с лозунгом: «Свободу не дают, ее берут!». Содержание данного лозунга необходимо интерпретировать не иначе, как в контексте цели его использования, то есть отстаивании своего неотъемлемого право на свободу.

Однако,  входящие в состав исследуемого лозунга слова, являются многозначными (см. Лингвистическую часть исследования), поэтому закладываемый автором смысл лозунга может  по-разному трактоваться разными людьми. Следовательно, нельзя утверждать, что смысл исследуемого лозунга для всей аудитории является единственным и неизменным. Но стоит отметить, что по своей форме исследуемый лозунг  является  косвенным призывом (см. Лингвистическую часть исследования), выраженным при помощи неопределенно-личного предложения без прямого указания на адресата речи, но подчеркивающий важность сообщения использованием восклицательного знака в конце. Однако, в нем не имеется признаков насилия либо угрозы его применения, так как используемое в лозунге слово «брать» употреблено в закрепленном в словаре значении «получать (приобретать, нанимать, добывать) в свою собственность, в свое пользование, распоряжение», не имеет каких-либо стилистических помет и не служит для описания насильственных или враждебных действий.

       Для более эффективного воздействия  на аудиторию, организаторами митинга была использована определенная цветовая гамма на плакате.  На желтом фоне красным цветом  написано «Свободу», черным цветом – «не дают», и красным – «ее берут!».

Известно, что восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека, и именно этим и объясняется, что  человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Однако, цвет может не только  вызывать определенную реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но  и определенным образом формировать его эмоции. Так, например, исходя из семантики цвета, красный - настраивает на решительность, способен вызвать желание совершить тот или иной поступок; желтый – настраивает на коммуникабельность, это цвет открытости  и общительности, он помогает придать уравновешенность эмоциям; черный – цвет самопогружения, способен настроить на меланхолию и уныние. Следовательно, используемая цветовая гамма на плакате усиливает степень воздействия  лозунга на аудиторию, а также служит для привлечения внимания.

Таким образом, на основании качественного социально-психологического и психолингвистического анализа, можно заключить, что  призыв-лозунг «Свободу не дают, ее берут!» является по своей смысловой направленности призывом к отстаиванию своего право на свободу, однако, не призывающее к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения.

 

Эксперт                                                            А.Г.  Рогоза

 

ВЫВОДЫ

 

1. Высказывание «Свободу не дают, ее берут» не является призывом к совершению насильственных действий в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций или к воспрепятствованию их деятельности.

2. Высказывание «Свободу не дают, ее берут» не является угрозой совершения насильственных действий в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций.

3. Призыв «Свободу не дают, ее берут!» не может восприниматься в сознании граждан как высказывание, призывающее к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения.

 

 

Эксперт _________________________  А.В.  Богомаз

 

Эксперт ___________________________ А.Г.  Рогоза

Категория: Экспертизы | Просмотров: 4212 | Добавил: Brinev | Рейтинг: 5.0/1