Г.С. Иваненко
ГОУ ВПО «ЧГПУ», г. Челябинск
Экстремистский текст:
возбуждение как форма речевого воздействия
В современной лингвоэкспертологии активно решается вопрос о средствах реализации призыва в экстремистском тексте [1, с.412-469; 2, с.69-71]. Анализ текстов, рассмотренных на предмет реализации признаков экстремизма, показал, что важным этапом убеждающего воздействия в исследованных материалах является возбуждение психики реципиента. В правовом аспекте понятие возбуждение использовано в формулировках антиэкстремистского законодательства: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; возбуждение ненависти либо вражды.
1. Возбуждение как тип речевого воздействия может быть описано семантической формулой: «Говорю тебе Х, чтобы ты почувствовал пробуждение/усиление чувства/состояния Р». Возбуждение – этап воздействия, находящийся в середине логической схемы убеждения, между статичными и динамичными формами. Первый этап убеждения – рациональная пропаганда, ориентированная на осмысление реципиентом проблемы, ее причин и следствий. Финальный этап убеждающего экстремистского текста – побуждением к активности в определенном направлении и призыв к конкретному действию. Связующим звеном между формированием идеологии и провокацией к поступку является фаза перестройки психики со статичного состояния на динамичное, с пассивного на активное. Именно этим целям и служит возбуждающий текст (фрагмент текста).
2.На содержательном уровне возбуждение как тип речевого воздействия характеризуется ориентацией на инстинкт самосохранения. Возбуждение реципиента – психическая реакция на сигнал угрозы. Все сообщения, которые несут информацию о неустранимой противопоставленности интересов одной группы людей другой, объединенных по конфессиональному, национальному, социальному признакам, об угрозе благополучию, здоровью, жизни какому-либо сообществу, заставляют реципиента в естественном порыве инстинкта самосохранения как минимум учесть угрозу, а как максимум – настроиться на ее устранение. Все эмоции, возникающие в результате воздействия на базовые природные инстинкты, вызывают возбуждение. Текст ориентированы, как правило, на инстинкт самосохранения, продолжения рода, отнесенности к группе.
3.На стилистическом уровне возбуждающий текст обладает признаками экспрессии. Его экспрессивная стилистика вызывает динамические процессы восприятия, что и соответствует семантическому ядру понятия «возбуждение».
В основе возбуждения как типа речевого воздействия в экстремистских текстах лежит антитеза, противопоставляющая группы людей по какому-либо признаку. Оценочная лексика и фразеология создает эмоциональный фон для восприятия материала. Внутреннюю динамику тексту придают стилистические средства а) диалогизации (риторический вопрос, вопросно-ответная форма построения текста, обращения к читателям, частицы, вводные слова семантической группы оценки); б) эскалации напряжения (гипербола, градация, период, однородность). Экспрессивность и внутренняя динамичность текста являются средствами выражения его возбуждающей эллокуции.
Таким образом, возбуждение (розни, вражды, ненависти) – тип речевого воздействия, нацеленный на запуск психологических механизмов, вызванных основными природными инстинктами, и реализуемый стилистическими средствами, придающими тексту экспрессивность и динамику.
1. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. пособие/ А.Н. Баранов. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 592с.
2.Бринев К.И. Справочник по судебной лингвистической экспертизе. – М: Книжный дом «Либерком», 2013. – 200с.