Среда, 22 Мая 2024, 09:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Журнал Юрислингвистика
Наш опрос
Оцените качество новостей на нашем сайте
Всего ответов: 134

 Степанов, В.Н. Прагматика спонтанной телевизионной речи / монография / – Ярославль : РИЦ МУБиНТ, 2008. – 248 с.

 Степанов, В.Н. Провоцирование в социальной и массовой коммуникации : монография / В.Н. Степанов. – СПб. : Роза мира, 2008. – 268 с.

 Приходько А. Н. Концепты и концептосистемы Днепропетровск:
Белая Е. А., 2013. – 307 с.

 Актуальный срез региональной картины мира: культурные
концепты и неомифологемы
– / О. В. Орлова, О. В.
Фельде,Л. И. Ермоленкина, Л. В. Дубина, И. И. Бабенко, И. В. Никиенко; под науч ред. О. В. Орловой. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2011. – 224 с.

 Мишанкина Н.А. Метафора в науке:
парадокс или норма?

– Томск: Изд-во
Том. ун-та, 2010.– 282 с.

Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей

Кемерово


Новосибирск


Барнаул

Сибирская ассоциация
лингвистов-экспертов


Главная » 2013 » Июль » 10 » За «круглым столом» в Воронеже обсудили «нецензурную поправку» в «Закон о СМИ»
03:40
За «круглым столом» в Воронеже обсудили «нецензурную поправку» в «Закон о СМИ»
В Торгово-промышленной палате Воронежской области 8 июля состоялся «круглый стол на тему «Злоупотребление свободой массовой информации в виде распространения материалов, содержащих нецензурную брань». Обсуждение было посвящено внесению поправок в статью 4 Закона «О СМИ», сообщает пресс-служба палаты.
Организатором мероприятия выступил подкомитет по предпринимательству в сфере средств массовой информации, распространения печатной продукции, рекламы и полиграфии ТПП Воронежской области.
Необходимость проведения «круглого стола» была продиктована возникновением в текущей деятельности СМИ широкого круга не урегулированных законодательно лингвистических, юридических и технических аспектов применения новой поправки.
Особую актуальность в связи с новшествами в законодательстве приобретает применение на практике новых норм для электронных СМИ, в которых читатели-пользователи сайтов имеют возможность высказываться on-line на форумах, в комментариях и т.д.
Закон, устанавливающий штрафы за использование нецензурных слов и выражений в СМИ, был подписан в апреле 2013 года. До этого была установлена ответственность за мат в общественных местах, а за мат в СМИ такая ответственность не предусматривалась вовсе.
Федеральным законом «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 34-ФЗ от 5 апреля 2013 года в части первой статьи 4 закона «О СМИ» перечень запретов дополнен словами «и материалов, содержащих нецензурную брань». А в КоАП статья 13.21 «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации» дополнена частью 3 с новым составом правонарушения, устанавливающим административную ответственность для граждан, должностных лиц и юридических лиц за изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащей нецензурную брань.
Предполагалось, что определять, что считать нецензурными словами и выражениями, будут эксперты-филологи.
Как новая поправка в статью 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», запретившая использование материалов, содержащих нецензурную брань, повлияла на работу воронежских СМИ, какие сложности возникли при правоприменении «нецензурной» поправки – для обсуждения этого и собрались вместе представители ведущих печатных и электронных СМИ региона, медиа-юристы, филологи и представители территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).
В мероприятии приняли участие генеральный директор ООО «Редакция газеты «Коммуна» - главный редактор газеты «Коммуна» Виктор Руденко, редактор портала «МОЁ! Онлайн» Александра Грицаева, директор Воронежского городского портала 36on.ru Денис Малеев, главный редактор Воронежского городского портала 36on.ru Леонид Диденко, выпускающий редактор газеты «Житье-Бытье» Андрей Окороков, начальник юридической службы ЗАО ИД «Свободная пресса» Екатерина Фомичева, руководитель интернет-проектов ЗАО ИД «Свободная пресса» Дмитрий Сергеев, юрист ЗАО «Комсомольская правда в Воронеже» Ольга Карпунина, ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова, адвокат и соучредитель ИА «Артикль 20» Ольга Гнездилова, начальник отдела надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Воронежской области Александр Зайцев, начальник отдела Управления Роскомнадзора по Воронежской области Юрий Громов, доцент факультет журналистики ВГУ Елена Топильская и директор, ведущий юрист Центр защиты прав СМИ Галина Арапова.
Вел мероприятие Юрий Иванович Таранцов, генеральный директор ИД «Свободная пресса», руководитель подкомитета по предпринимательству в СМИ.
Обсуждались правовые аспекты недопустимости злоупотребления СМИ свободой слова, ответственность и порядок привлечения к ней, понятие и виды брани, материалы, содержащие нецензурную брань, проблемы, возникающие на практике, и пути их преодоления, а также взаимодействие СМИ с органами государственной власти.
Разговор получился эмоциональный. Причиной тому множество вопросов, оказавшимися неурегулированными после принятия поправки. Это и сам термин «нецензурная брань», который и филологи, и юристы в один голос признают некорректным, и отсутствие исчерпывающего перечня тех самых запрещенных слов, и сложность поиска таких слов на просторах Интернет-СМИ, и технические вопросы удаления и редактирования нецензурных комментариев.
Некоторые вопросы удалось разрешить уже в ходе заседания.
Так, представителей СМИ интересовало, распространяется ли действие поправки на материалы, опубликованные до вступления в силу закона.
Александр Зайцев пояснил, что закон обратной силы не имеет, поправка на материалы, опубликованные до вступления закона в силу, не распространяется, но все же порекомендовал СМИ «подредактировать» и опубликованные ранее материалы. В добровольном порядке.
Распространяется ли действие закона на любые сетевые ресурсы?
На этот вопрос представители Роскомнадзора ответили, что под действие нового закона попадают лишь те ресурсы, которые зарегистрированы как СМИ. А пристальное внимание надзорный орган обращает лишь на те СМИ, которые либо зарегистрированы, либо распространяются на территории Воронежской области.
Что считать бранью – тоже вопрос не праздный, а юридически важный. Разобраться в лингвистической природе явления помогла Елена Топильская, кандидат филологических наук, доцент ВГУ. Она рассказала о видах бранных слов и нецензурной брани, бранных словах и выражениях, не относящиеся к нецензурной брани, критериях их разграничения.
Опираясь на собственный обширный опыт лингвистической экспертизы, филолог подытожила: к нецензурным словам и выражениям относятся «четыре общеизвестных слова», а также образованные от них слова и выражения. Такой же позиции придерживается и Роскомнадзор.
Много говорили и о самом термине. Понятие «нецензурная брань» подразумевает наличие цензуры массовой информации, каковая, согласно статье 3 Закона «О СМИ», является недопустимой.
Известный медиа-юрист, руководитель Центра Защиты Прав СМИ Галина Арапова рассказала о том, что в некоторых случаях недопустимость злоупотребления свободой массовой информации все же становится второстепенной – свобода слова и право общества знать правду важнее запрета на употребление брани. Но это, скорее, исключение из правила.
Правило же таково: обнаружившие в СМИ нецензурную брань специалисты Роскомнадзора направляют обращение в СМИ, которое в течение суток должно устранить нарушение, т.е. удалить или отредактировать материал, содержащий запрещенные слова и выражения.
О том, как это осуществить технически, вновь возник спор. Допустимо ли «запикивание», использование плашек, проставление многоточий вместо частей бранного выражения?
В одной редакции уже запустили собственную разработку – программу, которая обнаруживает «нехорошие» слова и заменяет их словом «цензура». Но и это не выход из положения. Прозвучали мнения, что в условии отсутствия цензуры, по закону, пользоваться эти понятием не стоит.
Елена Топильская предложила брань в материалах заменять словами «бранное» или «ругат.». Впрочем, это может только еще больше заинтересовать читателей. Галина Арапова предложила еще более рациональный вариант – заменять запретные слова в материалах полной информацией о причине его удаления или редактирования. Юридически грамотный, но технически сложный и весьма трудоемкий способ.
Хотя «белых пятен» осталось еще немало, положительное уже одно то, что воронежские СМИ можно теперь смело назвать территорией, свободной от мата. Александр Зайцев отметил, что случаи употребления нецензурной брани в редакционных материалах воронежских СМИ отсутствуют вовсе, а брань в комментариях чересчур эмоциональных читателей взята модераторами электронных СМИ под строгий контроль. О каждом случае проникновения брани в СМИ территориальное Управление Роскомнадзора отчитывается перед Москвой.
Подводя итоги заседания, Юрий Таранцов выразил надежду, что такой прямой и откровенный разговор с коллегами и представителями надзорной организации позволит облегчить работу СМИ и установить доброжелательные отношения с органами государственной власти.
В чем сошлись все присутствующие, так это в том, что читателям теперь придется выбирать выражения: за этим строго следят и сами СМИ, и Роскомнадзор.

Пресс-служба Торгово-промышленной палаты Воронежской области
Источник:Информационный портал "Коммуна"
Категория: События | Просмотров: 1035 | Добавил: Irina | Рейтинг: 5.0/1