Вторник, 21 Мая 2024, 21:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Журнал Юрислингвистика
Наш опрос
Оцените качество новостей на нашем сайте
Всего ответов: 134

 Степанов, В.Н. Прагматика спонтанной телевизионной речи / монография / – Ярославль : РИЦ МУБиНТ, 2008. – 248 с.

 Степанов, В.Н. Провоцирование в социальной и массовой коммуникации : монография / В.Н. Степанов. – СПб. : Роза мира, 2008. – 268 с.

 Приходько А. Н. Концепты и концептосистемы Днепропетровск:
Белая Е. А., 2013. – 307 с.

 Актуальный срез региональной картины мира: культурные
концепты и неомифологемы
– / О. В. Орлова, О. В.
Фельде,Л. И. Ермоленкина, Л. В. Дубина, И. И. Бабенко, И. В. Никиенко; под науч ред. О. В. Орловой. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2011. – 224 с.

 Мишанкина Н.А. Метафора в науке:
парадокс или норма?

– Томск: Изд-во
Том. ун-та, 2010.– 282 с.

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей

Кемерово


Новосибирск


Барнаул

Сибирская ассоциация
лингвистов-экспертов


Главная » 2011 » Октябрь » 4 » ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
16:28
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
КОСТЯЕВ Алексей Петрович             

На  защиту выносятся следующие положения: 

 1. Агрессивность как неотъемлемая динамическая характеристика актив-ности и адаптивности говорящего субъекта (говорящей личности) является одним из ряда факторов вербального агрессивного поведения, совокупная реализация которых личностью (или группой лиц) в определенных условиях приводит к появлению психологического или физического дискомфорта, морального и материального ущерба, угрозы или препятствия реализации профессиональной деятельности в рамках интерактивного пространства системы «жизненных сценариев участников профессиональной коммуникации.   

 2. В практике профессиональной коммуникации субъектов институцио-нально-профессиональной деятельности манифестационная транспарентность вербальной агрессивности может иметь различную степень выраженности как на уровне ее развития (от низкого до предельного), так и на уровне ее эксплицитно-имплицитной вербальной маркированности. Уровневые показатели агрессивных форм поведения участников профессиональной коммуникации (будь то физическая, вербальная агрессия или эмоциональные проявления обиды, раздражения, негативизма, подозрительности и др.) определяются воздействующим потенциалом аффективного заряда «вербальных раздражителей» или «стрессоров» (в понимании А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьева), в котором факторные показатели силы и внутреннего дискомфорта способны фиксировать критические точки разграничения разновидностей вербальных агрессивных форм дискурсивных проявлений или формул в ситуациях профессиональной интеракции субъектов.      

 3. Агрессивный вербальной дискурс как типовое комплексное образование представляет собой особый класс простых и сложных речевых действий (аффективных и аффицированных практик, эмотивных формул, агрессивных эмотивов), используемых говорящим субъектом для выражения и подтверждения выраженной им прагматической значимости (иллокутивной  силы и иллокутивного потенциала) своих интерактивных шагов (практик, реплик, ходов) с целью доминирования или преодоления сопротивления собеседника в процессе реализации своей коммуникативной установки. 

 4. Воздействие дискурсивных формул вербальной агрессии порождает нестандартные (дискомфортные, конфликтные) ситуации, маркированные в речевой практике профессионального общения эмоциогенной категорией аффекта, оказывающей влияние на организацию языкового сознания. Аффективность как психоэмоциональное состояние влияет на организацию когнитивной картины мира субъекта (личности) и проявляется в доминировании значений вербальных агрессивных формул, коррелирующих с отрицательной оценкой своей профессиональной деятельности и репродуктивностью (клишированой частотностью) употребления этих семантических комплексов с ориентацией на переживания, угрозу, появление помех и преград. Следствием такого влияния является развитие повышенной (обостренной, «болезненной») рефлексии, напряженности, пас-сивности, негативизма, чувства вины. В практике профессиональной коммуникации данная категория реализуется в виде трех взаимосвязанных эмотивных форм: невротичность, агрессивность и депрессивность.      

 5. В функционально - семантическом плане вербальные агрессивные  фор-мулы выступают в виде вербального раздражителя, специфика которого раскрывается в воздействующем потенциале аффективного заряда, что проявляется в доминировании значений отрицательной оценки, в размытости и абстрактности семантического пространства значений используемых лексических единиц - номинантов вербальной агрессии, а также в клишированном использовании вербальных комплексов, которые ориентированны, по преимуществу, на переживания, связанные с событиями прошлого опыта и указывающие на внутренний мир человека. Аффективный заряд воздействия дискурсивных формул вербальной агрессии образует когнитивно - эмоциональные структуры, обеспечивающие взаимодействие между уровнем восприятия и уровнем абстрактного мышления языковой личности, а вытесненные в подсознание аффективные переживания оказывают влияние на процесс перенастройки когнитивной системы воспринимающего (реципиента) и ее вербализации. 

 6. Клишированное (или «псевдоритуальное») употребление эмотивных формул вербальной агрессивной дискурсии в определенном профессионально - территориальном пространстве связано в своем большинстве с реализацией их символической функции подчеркивания или репрезентации маскулинного статуса («воина», «завоевателя», «охотника», а также «защитника» и «хранителя» личностных территориальных границ) участников профессионального общения  независимо от их полоролевой принадлежности. 

 7. Регулятивная специфика использования говорящим субъектом эмотивных формул вербальной дискурсии (аффективных дискурсивных практик) обусловлена реализацией комплексного набора коммуникативных стратегий дискредитации собеседника, среди которых доминантными являются стратегии положительной самопрезентации, стратегии разграничения «свой - чужой», стратегии формирования и ограничения (меты) «освоенного территориального пространства» и «своего круга», стратегии «игры на понижение». Результативная успешность применения стратегий дискредитации собеседника оценивается посткоммуникативным эффектом, отражающим внутренне состояние («мир») реципиента в определенной семантической последовательности: реципиент (чувствует себя объектом негативного воздействия через Q (обижен через Q (оскорблен через Q (негативно переживает Q)))), где Q несправедливо и не фактуально для реципиента. 

 8. Учет уровневых показателей (критических точек) проявления агрессивных форм поведения в профессиональной коммуникации позволяет фиксировать (устанавливать и определять) этапный характер комплексной деятельности ее субъектов по профилактике агрессивного поведения и нормализации психологического климата их микросоциума. Фиксация данного этапа в профессионально - институциональной деятельности субъектов определяется доминантными факторами субъективной отрицательной оценки используемых «вербальных раздражителей» (стрессоров, «агрессоров») с целью реализации набора стратегий дискредитации оппонента, среди которых значимыми являются стратегии «положительной самопрезентации личности на фоне других», стратегии разграничения и оценки «свой-чужой», стратегии формирования и ограничения (меты) «освоенного территориального пространства», «своего круга», стратегии «игры на понижение», стратегии «развенчания притязаний» и стратегии «навешивания ярлыков».  
Категория: Работы | Просмотров: 1442 | Добавил: Brinevk | Рейтинг: 0.0/0