18:47 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА НАЦИОНАЛЬНОГО И РАСОВОГО РАВНОПРАВИЯ ГРАЖДАН | |
Оленников Сергей Михайлович На защиту выносятся следующие положения: 1. Плюрализм мнений, имеющий место в уголовно-правовой доктрине по вопросу об объекте преступления, обусловливает различное понимание национального и расового равноправия как объекта уголовно-правовой охраны. Наиболее предпочтительным представляется понимание объекта анализируемых посягательств как общественных отношений, связанных с обеспечением возможности каждого человека приобретать, осуществлять и защищать свои права независимо от национальности и расы. Равноправие тесно связано с правоспособностью и со свободой индивида. 2. Общественные отношения, обеспечивающие национальное и расовое равноправие граждан, могут быть нарушены двояко: 1) через ограничение правоспособности определенных национальных и расовых групп или их представителей; 2) через посягательства на какие-либо общественные отношения в связи с тем, что их участником является лицо определенной расы или национальности. Различные способы причинения вреда объекту преступления обусловливают специфику объективной стороны дискриминации, её субъективных признаков и должны быть учтены при конструировании уголовно-правовых норм. 3. В качестве признака, указывающего на дополнительный объект преступления - национальное и расовое равноправие - используется мотив национальной и расовой ненависти и вражды, который следует понимать как внутреннее побуждение, основанное на неприязни, нетерпимом отношении виновного к представителям какой-либо национальности или расы. При этом враждебное отношение к потерпевшему определяется не его личными качествами, а самим фактом принадлежности к национальной или расовой группе. 4. Ключевыми признаками, по которым устанавливается мотив национальной и расовой ненависти и вражды, являются: выбор потерпевшего по признаку определенной расы или национальности, к которой испытывают неприязнь виновные, устанавливаемая по внешним признакам; произнесение националистических лозунгов во время совершения преступления; характерный внешний вид посягающих, означающий их принадлежность к расистским группировкам. 5. Формулировка ч.1 ст.213 УК РФ, которая предусматривает хулиганство, совершенное по мотиву ненависти и вражды, нуждается в совершенствовании, поскольку субъективная сторона хулиганства предполагает иную мотивацию. Вместе с тем, правовая оценка встречающихся в практике насильственных посягательств, совершенных из хулиганских побуждений, в которых принадлежность лица к какой-либо этнической группе используется в качестве повода для их совершения, должна отражать это обстоятельство в целях усиления ответственности за посягательство на дополнительный объект - общественные отношения национального и расового равноправия. Поэтому автор предлагает, учитывая опыт ряда зарубежных стран, а также принимая во внимание формулировку ст. 136 УК РФ, вместо мотива ненависти и вражды во всех статьях Особенной части использовать признак «совершение преступления в отношении лица по признаку национальности, расы и т.д.». 6. Решение проблемы предупреждения и ограничения конфликтов между расовыми, национальными и другими группами может вступать в противоречие с требованием об обеспечении определенного уровня свободы личности в демократическом государстве. Поэтому, формулируя соответствующий уголовно-правовой запрет, законодатель должен принимать во внимание необходимость соблюдения баланса между защитой публичных интересов и конституционными правами на свободу слова и свободу выражения мнений. Для того чтобы обеспечить такой баланс при применении ст.282 УК РФ, с помощью которой возможно ограничить свободу слова, необходимо внести изменения в формулировку деяния, предусмотренного этой статьей. В качестве действий, направленных на возбуждение ненависти и вражды необходимо рассматривать лишь призывы к совершению противоправных действий, а также пропаганду или агитацию, совершенную с целью возбуждения ненависти и вражды. 7. Действия, предусмотренные ст.282 УК РФ, можно отнести к случаям т.н. «публичного подстрекательства», криминализация которого обусловлена тем, что в действиях виновного лица отсутствуют признаки подстрекательства в смысле соучастия в преступлении, но объективно эти действия обладают высокой степенью общественной опасности. Действия, выразившиеся в призывах к конкретному лицу или группе лиц совершить определенное преступление в отношении представителей той или иной этнической группы и достигшие этого результата должны расцениваться как подстрекательство к соответствующему преступлению. 8. Особую опасность сегодня представляет распространение возбуждающих вражду и ненависть материалов в сети Интернет. Необходимо совершенствование механизма привлечения к ответственности организаций поставщиков услуг Интернета, а также владельцев интернет-ресурсов за обеспечение доступа к противоправной информации. Также должны применяться меры по минимизации случаев анонимного авторства (при неукоснительном обеспечении анонимного просмотра информации) с целью обеспечения индивидуальной ответственности, вплоть до уголовной, за противоправные действия. | |
|