09:55 СООТНОШЕНИЕ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ И ПРАВА НА ОХРАНУ ТАЙНЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |
Жиронкина Юлия Евгеньевна
На защиту выносятся следующие
основные положения:
1.1. Авторская интерпретация понятий «право
уполномоченного лица на сбор информации о частной жизни» и «право уполномоченного
лица на распространение информации о частной жизни». Право уполномоченного лица на сбор информации о частной жизни – это
юридически закрепленная волевая возможность, а также документально оформленная
процедура поиска, получения на законных основаниях управомоченным на то лицом
интересующих сведений, необходимых для осуществления им своей профессиональной
деятельности, путем активных действий (бездействия – в случае, когда информация
становится известной не по инициативе лица, обладающего данным правом).
1.2. Право уполномоченного лица на
распространение информации о частной жизни – это мера юридически возможного поведения
управомоченного субъекта, заключающаяся в процессе предоставления информации
ограниченного доступа в законодательно установленном порядке и допустимом
объеме неограниченному кругу лиц, а также создание условий, способствующих
получению ими охраняемой законом информации.
2. Современное
состояние правоприменительной практики в сфере реализации права на информацию
обусловливает необходимость принятия специального постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации, обеспечивающего правильное и
единообразное практическое применение указанного права с учетом предусмотренных
конституционных ограничений.
3. Автор
сформулировала вывод о том, что формирование единообразной правоприменительной
практики российских судов, направленной на устранение неравенства судебной
защиты права на информацию и права на охрану тайны личной жизни, достижимо
посредством выработки правовой позиции Конституционного Суда Российской
Федерации, раскрывающей конституционную природу исследуемых прав и особенности
их соотношения.
4. Авторский
вывод о необходимости ослабления тайны усыновления (удочерения) и отнесения ее
к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. При этом диссертантом
предлагается установить допустимые границы доступа к такой информации
посредством установления возрастного ценза (с
момента достижения усыновленным (удочеренной) 21 года) и включения в статью 139 Семейного кодекса Российской Федерации
«Тайна усыновления ребенка» части 3 следующего содержания: «Информация,
составляющая тайну усыновления ребенка, может быть доведена до сведения
усыновленного (удочеренного) лица с момента наступления 21-летнего возраста по
его письменному запросу». Также предлагается внести
в часть 3 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию», содержащую перечень информации,
распространение которой среди детей определенных возрастных категорий
ограничено, дополнения следующей редакции: «5) содержащая тайну усыновления
(удочерения)».
5. Предложение
о законодательном закреплении мер административной ответственности за
непредоставление информации по запросу адвоката, а именно внесение изменений в
диспозицию статьи 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской
Федерации в следующей редакции: «Нарушение установленного законом порядка
сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах
(персональных данных), а равно
непредоставление адвокату (адвокатскому образованию) информации по письменному
запросу (требованию), предусмотренному законодательством Российской Федерации».
6.1. Автор
предлагает внести дополнения в часть 1 статьи 8 Федерального закона № 63-ФЗ от
31 мая 2002 года «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации» относительно обстоятельств ограничения адвокатской тайны, а именно:
«Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом
юридической помощи своему доверителю, кроме
информации о готовящемся тяжком и (или) особо тяжком преступлении».
6.2. Вывод
о целесообразности внесения коррективы в пункт 5 части 1 статьи 17 «Прекращение
статуса адвоката» Федерального закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 года «Об
адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а именно:
указать отсутствие оснований прекращения статуса адвоката при нарушении
адвокатской тайны по мотивам защиты
общественных интересов, признав это обстоятельство законным и не являющимся
поступком, порочащим честь и достоинство адвоката или умаляющим авторитет
адвокатуры.
| |
|