Вторник, 21 Мая 2024, 22:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Журнал Юрислингвистика
Наш опрос
Оцените качество новостей на нашем сайте
Всего ответов: 134

 Степанов, В.Н. Прагматика спонтанной телевизионной речи / монография / – Ярославль : РИЦ МУБиНТ, 2008. – 248 с.

 Степанов, В.Н. Провоцирование в социальной и массовой коммуникации : монография / В.Н. Степанов. – СПб. : Роза мира, 2008. – 268 с.

 Приходько А. Н. Концепты и концептосистемы Днепропетровск:
Белая Е. А., 2013. – 307 с.

 Актуальный срез региональной картины мира: культурные
концепты и неомифологемы
– / О. В. Орлова, О. В.
Фельде,Л. И. Ермоленкина, Л. В. Дубина, И. И. Бабенко, И. В. Никиенко; под науч ред. О. В. Орловой. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2011. – 224 с.

 Мишанкина Н.А. Метафора в науке:
парадокс или норма?

– Томск: Изд-во
Том. ун-та, 2010.– 282 с.

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей

Кемерово


Новосибирск


Барнаул

Сибирская ассоциация
лингвистов-экспертов


Главная » 2012 » Январь » 20 » ПРАВОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
16:00
ПРАВОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Романова  Екатерина Александровна     
 
Основные положения, выносимые на защиту.

 1. На основе обобщения общетеоретических и отраслевых разработок сформулировано определение правовой коммуникации, представляющей собой основанный на юридических нормах порядок взаимодействия субъектов, связанный с обменом правовой и иной информацией, направленный на удовлетворение их законных интересов и потребностей.

2. Обосновывается вывод, что правовая коммуникация – это взаимодействие, которое имеет всеобщий характер, основывается на юридических нормах, влияющих на мотивационную сферу субъектов (индивидуальных и коллективных), определяя, в конечном счете, характер и направленность их деятельности. Правовая коммуникация включена в нормативную ткань социума, наряду с моральными, религиозными, политическими и иными правилами поведения, поддерживающими упорядоченность в обществе. Однако, в отличие от иных видов социального взаимодействия, правовая коммуникация характеризуется особой властно-регулятивной природой, основанной, прежде всего, на возможности применения средств государственного воздействия. Правовая коммуникация, как определенная последовательность действий, осуществляется с помощью соответствующих юридических средств (средств-деяний и средств-установлений), носящих императивный или диспозитивный характер. 

 3.  Определено, что правовая коммуникация состоит из элементов, имеет сложную структуру, включающую устойчивые связи, обеспечивающие ее целостность и тождественность, способствующие сохранению ее основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Основными элементами содержания правовой коммуникации являются: ее целевое назначение; правовые принципы; объект; субъекты, реализующие свои законные интересы и потребности; соответствующая нормативная база; юридическая информация; правовые тексты; совокупность средств, приемов и способов  коммуникации; обратная связь. 

4. Доказано, что основная цель правовой коммуникации заключается в обеспечении эффективного взаимодействия государства, социальных групп, отдельных индивидов, в процессе которого согласовываются и наиболее полно и последовательно удовлетворяются их законные интересы. К целям юридического взаимодействия следует отнести: побуждение субъектов (индивидуальных и коллективных) к совершению или воздержанию от совершения юридически значимых действий; обмен правовой информацией;  формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры и т.п. Для реализации указанных целей правовая коммуникация должна осуществляться на принципах законности, справедливости,   наиболее полного и последовательного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, гласности. Определены и детально проанализированы основные функции правовой коммуникации: воспитательная, политическая, распределительная, информационно-ориентирующая, мотивационная, регулятивная, обеспечительная, прогностическая, познавательная, функция социального контроля. 

5. Проведена классификация правовой коммуникации, способствующая выявлению ее специфики, что позволяет ориентировать правотворческие и правоприменительные органы на более результативное использование средств и приемов юридического взаимодействия. Предлагаются следующие основания видовой градации правовой коммуникации: в зависимости от уровня выделяют коммуникацию в правотворчестве, правоприменении, в процессе толкования юридических норм;  на микроуровне (между отдельными индивидами) и макроуровне (между коллективными субъектами, государствами); от структуры - простую и сложную коммуникации; от содержания - нормативную (основанную на нормах права, находящихся в соответствующих источниках права) и индивидуально-правовую (основанную на актах применения или толкования права);  от субъектов - официальную (возникающую между соответствующими государственными органами) и неофициальную (возникающую в процессе доктринального или профессионального толкования права); от времени -  постоянную и временную; от сферы – внутригосударственную и межгосударственную и т.п. 

6. Аргументировано, что  в качестве правовой можно рассматривать информацию (сведения), содержащиеся в правовых текстах (нормативных правовых актах, актах применения и толкования права), материалах правоприменительной практики,  специальной юридической литературе, справочных материалах,  используемую субъектами правотворческого, правореализационного и правоинтерпретационного процессов. Правовая информация содержится в соответствующих источниках и закрепляется с помощью определенных приемов, средств, способов, правил юридической техники. Транслироваться, передаваться подобная информация может как в письменной, так и в устной форме. Она оказывает влияние на сознание индивидов, мотивационную сферу, определяя направленность их поведения в юридической сфере и должна характеризоваться такими свойствами, как достоверность, полнота, доступность, понятность. Правовая информация может носить официальный (сведения, исходящие от полномочных государственных органов) и неофициальный  (сведения, содержащиеся в актах доктринального и профессионального толкования);  нормативный (данные, закрепленные в текстах нормативных правовых актах) и индивидуально-правовой (сведения, содержащиеся в актах применения, толкования права) характер. 

7. Обосновано, что под правовым текстом необходимо понимать  источник передаваемой в установленной форме юридической информации, связанной с возникновением, изменением или прекращением правоотношений, адресованной как неопределенному кругу лиц, так и конкретному субъекту. Правовой текст обладает логическим, грамматическим, лексическим началами и определенным образом структурирован, содержит информацию юридического характера, исходящую от государства и касающуюся правового регулирования общественных отношений. Информация, содержащаяся в правовом тексте определенным образом кодируется, обладает высокой степенью формализации, передается с использованием соответствующих понятий, категорий, формулировок, разрабатываемых на общетеоретическом и отраслевом уровнях, признанных научным сообществом. Правовые тексты (нормативные правовые акты, акты применения и толкования права) связаны с возникновением, изменением и прекращением правоотношений, во многих случаях принимаются в особом процессуальном порядке, что предопределено их особым статусом в процессе юридической коммуникации и местом среди иных текстов, содержащих информацию правового характера (научных статей, монографий, газетных публикаций и т.д.). 

8. В настоящее время можно выделить следующие основные направления совершенствования правовой коммуникации в Российской Федерации: оптимизация приемов, средств, способов юридической техники; совершенствование языка права;  повышение уровня восприятия содержащейся в правовом тексте информации соответствующими субъектами; оптимизация правоинтерпретационного процесса; обеспечение доступности, достоверности и полноты юридических сведений; повышение результативности взаимодействия власти и бизнеса; повышение уровня правосознания и правовой культуры и т.п. 

Категория: Работы | Просмотров: 2695 | Добавил: Brinevk | Рейтинг: 0.0/0