03:02 МЕНТАЛЬНЫЕ СФЕРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА: МНЕНИЕ И ОЦЕНКА | |
Гибатова Гульнара Франгилевна
МЕНТАЛЬНЫЕ СФЕРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА: МНЕНИЕ
И ОЦЕНКА Положения,
выносимые на защиту:
1. Мнение и оценка в структуре ментальных областей, когнитивных установок сознания представляют собой значимые фрагменты личностного опыта человека, отражающие индивидуальную интерпретацию и квалификацию субъектом познания объектов окружающего мира. Мнение и оценка как когниции являются, с одной стороны, формируемыми категориями, а с другой стороны, «миропреобразующей» силой (по выражению В.З. Демьянкова); они связаны как с воспринимаемым внешним миром, поскольку хранят и передают информацию об объекте, так и с внутренним миром носителя языка, так как анализируют и интепретируют объекты согласно структурированному в сознании образу мира. 2. Мнение представляет собой сложную диалектическую категорию. С субъективной стороны – это особое состояние сознания, связанное с итогами предшествующей работы мысли. Процесс формирования мнения обеспечивает адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, адекватное социальное осмысление всех реалий этого мира. С объективной стороны – мнение выступает (наряду со знанием и верой) как одна из форм изученности объекта познания и одна из ступеней признания его истинности. Мнение возникает в условиях неопределенности гносеологической ситуации, предполагающей выбор и оценку различных вариантов ее понимания. Оно предполагает одновременное существование разных точек зрения на что-либо, при отсутствии ясных оснований (аргументов) не позволяющее однозначно судить об объекте. Мнение – это и предпосылка процесса познания, и инструмент для создания определенного «образа мира», и результат мыслительного процесса, когнитивной деятельности субъекта познания. 3. Мнение как познавательная форма есть сознательное признание истинности объекта, недостаточное как с субъективной (в противоположность убежденной вере), так и с объективной стороны (в противоположность установленному знанию). При этом четких границ между областями знания, мнения и веры нет, поскольку это не статичные характеристики, они взаимообусловлены и перетекают одна в другую в процессе развития человеческой мысли: истинные знания могут превратиться в ложные представления, новое мнение может стать убежденной верой, а гипотезы, личное мнение и вера при появлении достаточных доказательств могут перейти в новое знание. 4. Оценка – это мнение (а не знание) о значимости (важности, ценности, полезности, этичности, эстетичности и т.д.), возможности или необходимости объекта для субъекта познания. Общепринятое
понимание оценки только как мнения о ценности сужает границы данной категории.
Функция оценки заключается в соотнесении предмета или события с некоторой
идеализированной моделью мира, в которой находят свое выражение и другие (не
только ценностные), значимые для субъекта характеристики. Главное в оценочном суждении не
отношение объекта к ценности как таковой, а выражение мнения о соответствии или
несоответствии объекта оценки нормативному идеалу, эталону, образцу, в числе
которых могут быть и ценности. 5. Области мнения и оценки
пересекаются, но не совпадают полностью. Существуют как мнения, не выражающие
оценку (экзистенциальные мнения и др.), так и оценки, не являющиеся мнением в
собственном смысле слова (оценки-ощущения, некоторые эмоциональные оценки и
др.). 6. Мнение и оценка как когнитивные категории могут быть выявлены путем вербализации. Для того чтобы понять, как человек формирует мнение и оценку, необходимо обратиться к лексикализованным в языке явлениям, которые отражают акт ментальной интерпретации и оценочной квалификации индивидом фрагментов объективного мира. Мнение и оценка выражаются на всех уровнях языковой системы. В качестве семантических категорий мнение и оценка могут быть представлены как самостоятельными лексемами и фразеологизмами (полагать, считать, думать, слыть, хороший, плохой и др.), так и компонентами их значений. В качестве компонентов значений данные категории выступают чаще. 7. Особые содержательные характеристики мнения как ментальной категории (опора на ощущение уверенности, субъективность, осознанность, длительность формирования и др.) оказывают влияние на формирование специфических свойств предикатов мнения. Предикаты мнения (путативы), относящиеся к классу ментальных предикатов, своими значениями объективируют определенные мыслительные процессы, происходящие в сознании индивида при формировании мнения. Структурирование класса предикатов мнения опирается на способы формирования мнения и особенности выражаемых субъектом суждений. 8. Оценка является одной из основополагающих категорий сознания человека, но язык называет и категоризирует далеко не все, что есть в сознании. Поэтому при изучении языкового статуса категории оценки необходимо разграничение собственно лингвистических и логических моментов, языковых и ментальных аспектов оценки. При широком подходе к феномену оценки как факту сознания выявляется, что в значениях всех слов языка как единиц индивидуального лексикона человека выделяется эмоционально-чувственный компонент, отражающий определенным образом аффективный опыт человека. Данный подход применим только к изучению значения слова как достояния индивида. При системно-языковом подходе статус оценочных единиц закрепляется только за теми словами, в которых оценочный компонент является принадлежностью лексического значения. 9.
Представление о природе, характере ментальных категорий мнения и оценки и
специфике их выражения в языке объективно может быть получено на основании
интегративного подхода, включающего методы собственно-лингвистического анализа
семантики языковых единиц и методы психолингвистических и психосемантических
экспериментальных процедур анализа значения слова как достояния индивида.
| |
|