Вторник, 21 Мая 2024, 18:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Журнал Юрислингвистика
Наш опрос
Оцените качество новостей на нашем сайте
Всего ответов: 134

 Степанов, В.Н. Прагматика спонтанной телевизионной речи / монография / – Ярославль : РИЦ МУБиНТ, 2008. – 248 с.

 Степанов, В.Н. Провоцирование в социальной и массовой коммуникации : монография / В.Н. Степанов. – СПб. : Роза мира, 2008. – 268 с.

 Приходько А. Н. Концепты и концептосистемы Днепропетровск:
Белая Е. А., 2013. – 307 с.

 Актуальный срез региональной картины мира: культурные
концепты и неомифологемы
– / О. В. Орлова, О. В.
Фельде,Л. И. Ермоленкина, Л. В. Дубина, И. И. Бабенко, И. В. Никиенко; под науч ред. О. В. Орловой. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2011. – 224 с.

 Мишанкина Н.А. Метафора в науке:
парадокс или норма?

– Томск: Изд-во
Том. ун-та, 2010.– 282 с.

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей

Кемерово


Новосибирск


Барнаул

Сибирская ассоциация
лингвистов-экспертов


Главная » 2011 » Октябрь » 9 » ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА КАК НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ЦЕННОСТЬ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
15:10
ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА КАК НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ЦЕННОСТЬ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЛАСОВА Оксана Вячеславовна      
 


Основные выводы, идеи и положения, выносимые на защиту:

 

1. Исследование сложной природы достоинства не может осуществляться в рамках одного типа правопонимания. Интеграция различных направлений правовой мысли, по мнению диссертанта, способна решить эту непростую задачу. Позитивистская концепция «заземляет» достоинство, придает ему юридическую форму защиты в отраслях права; социологический подход показывает, как достоинство культивируется в интеракциях; философский подход рассматривает его в виде универсальной этической максимы; естественно-правовой – позиционирует достоинство как основополагающую правовую идею, нравственную ценность. Достоинство можно анализировать и через антропологический срез права. Каждый из подходов отображает и «обслуживает» различные грани достоинства.

Рассмотрение достоинства в качестве исходного пункта с точки зрения разных теоретических позиций позволяет проследить его эволюцию от инструментального правового средства к всеобщей и универсальной ценности.

Понятие достоинства применимо к истории развития всего человечества для обозначения ступеней его культурного становления, совпадающих с периодами и эпохами цивилизации. Фундаментальность достоинства предполагает осмысление его как необходимой и естественной составляющей человеческой жизни, вне которой невозможна сама жизнь. Полиэлементный внутренний механизм достоинства служит средством взаимодействия индивидов с окружающим миром.

Вся история общества, материальной и духовной культуры человека представляет собой процесс становления, развертывания и обогащения понятия достоинства.

2. Анализ достоинства через призму диалектического соотношения права и морали (выражающегося, с одной стороны, в их самостоятельности, а с другой – в единстве), ставит вопрос о достоинстве человеческой жизни вообще, позволяет наиболее полно отразить природу и генезис исследуемого феномена. Достоинство – богатое по содержанию и глубоко диалектическое по своей природе нравственно-правовое явление (реальность), относящееся к сфере нравственного сознания, этики, морали.

Как нравственный феномен, получающий закрепление в праве, но выходящий за его пределы, достоинство служит объектом юридической защиты. Его умаление влечет за собой потерю нормальных общественных связей, а значит, и утрату определенного статуса в отношениях с другими субъектами.

Правовой характер достоинства доказывается его субстанциональным существованием как правообязанности, способствующей обеспечению взаимопроникновения нормативных систем, гармонизации формального свойства права.

3. Идея уважения достоинства человека составляет стержневую основу системы ценностей, которые позволяют ей полно и всесторонне раскрыться и выразиться в своей сути и содержании. Достоинство как смыслообразующая нравственно-правовая ценность придает праву концептуальный характер, обеспечивает его единство и системность.

Справедливость, равенство, свобода, являющиеся моральными источниками права, могут рассматриваться как стандарт оценки процесса осуществления права только в соотношении с достоинством, занимающим в иерархии нравственно-правовых ценностей особое место. Ценностный смысл достоинства получает объективное общезначимое выражение в законодательстве.

Достоинство – сущностный элемент современной конституционной аксиологии. Конституционное понимание природы достоинства человека отражает его нравственное и правовое содержание, позволяет определить данную конституционную ценность в качестве основного принципа устройства российского общества и государства.

Аксиологический характер достоинства означает также и то, что оно выражает определенную относительность и конкретно-историческую грань гуманизма – самого широкого мировоззренческого принципа. Достоинство соотнесено с человеком в правовой сфере и фиксирует значимость процессов, действий и явлений по отношению к человеку.

4. Автору представляется наиболее логичным обоснование достоинства как комплексного социально-правового явления, включающего в себя диалектически взаимосвязанные элементы: субъективное право, общеправовой принцип, комплексный межотраслевой институт.

В каждом из значений категория «достоинство» имеет собственное содержание, что необходимо учитывать при определении юридического значения рассматриваемой ценности. Такая многогранность предопределяет возможность не только различных подходов к пониманию достоинства, но и, как следствие, множество его дефиниций.

Синонимом термина «достоинство», используемого в международных документах, является понятие ценности человеческой личности (от лат. dignus – ценный, соответствующий, соразмерный). Категория достоинства в российских законах имеет отношение к другому латинскому термину – dignation, репутация. Содержание статей Конституции Российской Федерации отражает понятие достоинства как внутреннюю самооценку человека, его собственных качеств. Трактовка достоинства в таком аспекте ограничивает, неоправданно сужает истинный смысл и социальное предназначение рассматриваемого явления. Она не дает представления о достоинстве как о целостном феномене, лишая тем самым общество правовой охраны нравственной ценности человека, делает его беззащитным перед властью.

Обосновывается вывод о необходимости закрепления в российском законодательстве международно-правовых стандартов достоинства человека.

5. Идея уважения достоинства личности, закрепленная в праве, приобретает характер общеобязательной нормативности и регулирующую направленность. Она отражает диалектику индивидуальных притязаний и общего блага, гармонизирует личную свободу и нравственные требования общества, уравновешивает права и обязанности пропорционально целям удовлетворения частных и публичных интересов.

Неприкосновенность достоинства – правовой запрет, относящийся не к каким-либо отдельным редко встречающимся в юридической практике случаям, а к любому процессу осуществления права. Такой запрет вполне может претендовать на статус общеправового принципа, имеющего особое значение для правотворческой и правоприменительной практики. Как и другим общеправовым принципам, уважению достоинства человека присущи свойства преодоления пробелов, разрешения противоречий.

6. Достоинство – фундамент правового статуса личности, источник формирования и наполнения моральной компоненты прав человека. Оно определяет нравственно-правовую грань поведения субъектов, вносит в жизнь общества организованность и порядок, не допускает произвол и беззаконие. В свою очередь права человека направлены на утверждение достоинства и его защиту.

Значимость достоинства реализуется посредством всего комплекса субъективных прав и свобод, а не только тех, которые непосредственно обеспечивают его неприкосновенность.

7. С позиции авторского понимания субъективное право на достоинство – это направленная на  утверждение данной ценности, обеспеченная государством правовая возможность личности реализовать свою нравственную сущность и предназначение с помощью арсенала юридических средств,  предполагающая  требование воздержания от нарушения неприкосновенности  достоинства со стороны других лиц, а также в случаях необходимости – государственную защиту.

Право на достоинство предстает как самостоятельное субъективное право, обладающее особыми свойствами. Оно юридически подкрепляет смежные права, обеспечивает гарантии наиболее полной реализации правового статуса личности, очерчивает пределы ограничения неприкосновенности жизни человека, обязывает государство к созданию необходимых условий для жизни граждан. Субъективное право обладать достоинством предполагает обязанность других лиц не предпринимать никаких действий для умаления достоинства каждого человека.

Право на защиту достоинства – реальная правовая возможность, возникающая в момент умаления ценности человека в глазах окружающих людей, и ее восстановление в случае, если такое умаление уже произошло. «Ценностное настроение» достоинства человека, как правило, не проявляет себя в положительном состоянии. Оно становится «чувствительным» лишь тогда, когда посягательство на него определяется как «унижение». Предметом защиты является как непосредственно достоинство (нематериальное благо), так и субъективное право на достоинство.

8. Достоинство как моральный источник прав человека, находящийся в основе правового статуса личности, следует отличать от права человека на достойную жизнь. Последнее производно от первого. Достоинство относится к неотъемлемым, принадлежащим человеку от рождения правам и свободам, а право на достойную жизнь раскрывается в содержании правового статуса личности. Право на человеческое достоинство в его нравственном измерении – это право индивида на сохранность жизни, физическую и психическую неприкосновенность, свободу от насилия как морального, так и физического.

Достойная жизнь – категория социальная. Вместе с тем она тесно связана с сохранностью достоинства как естественного права человека, как условия витальности, базируется на конституционном принципе уважения достоинства человека. Достойная жизнь отражает цель социально-правового государства. В условиях бедности и нищеты достоинство не находит себе применения.

Праву человека на достойную жизнь, как важнейшей составляющей права на достоинство личности корреспондируется обязанность государства создавать все условия (правовые, экономические, культурные и др.) для свободного развития человека (физического, умственного, нравственного, материального и т.д.). Государство, соизмеряя свою деятельность с принципом признания достоинства личности во всех сферах правового регулирования, должно обеспечивать такой жизненный уровень, при котором беспрепятственно осуществляются права и свободы, укрепляется человеческое достоинство.

Признание права на достойную жизнь самостоятельным личным правом каждого человека позволяет существенно обогатить содержательную сторону конституционного принципа достоинства личности.

9. Принцип высшей ценности достоинства человека является основой для решения теоретических и практических вопросов ограничения прав и свобод личности.

Задавая параметры пользования свободой одними субъектами, право, таким образом, защищает достоинство других людей. Устанавливая правовые нормы и обеспечивая их соблюдение всеми гражданами, государство обязано очерчивать те пределы, в которых человек может действовать по своему усмотрению, не посягая при этом на права и свободы других субъектов.

10. Принцип достоинства личности играет важную роль в правообразовании. В ходе естественно-исторического процесса формирования права осуществляется анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов на будущее правовое регулирование, разработка и принятие нормативных предписаний. В интеракциях развиваются лучшие стороны личности, приходит понимание достоинства как величайшего блага. И от того, насколько осознается эта ценность обществом и властью в процессе правотворчества, зависит практическая реализация достоинства личности. Нельзя забывать и об обязанности законодателя постоянно учитывать сложившуюся в обществе систему правовых ценностей.

Немаловажное значение имеет исполнение законов, содержащих нормы и принципы достоинства личности, обеспеченность его механизмами реализации. На стадии исполнения закона зачастую происходит торможение «материализации» достоинства человека. Именно в аспекте правоприменения этот принцип подвержен деформации.

11. Нормативное оформление достоинства личности занимает одно из центральных мест в системе права, что дает основание утверждать о существовании сложившегося комплексного межотраслевого правового института достоинства личности, рассматриваемого не только в охранительном плане, но и в общерегулятивном аспекте. Особый порядок правового регулирования общественных отношений, выражающих различные стороны достоинства личности при использовании определенного сочетания юридических средств (дозволения, запреты, обязывания, льготы, поощрения и наказания), свидетельствует о сформировавшемся правовом режиме в означенной сфере. Достоинство личности практически реализуется через функции права.

Достоинство личности обеспечивается нормами всех отраслей права с помощью специфического комплекса приемов и средств правового регулирования. Прежде всего такие нормы появляются в публичном праве – посягательство на достоинство защищается в частности уголовным законом. Практика защиты неприкосновенности достоинства приводит к появлению соответствующих норм в сфере частного права в виде защиты нематериальных благ и личных неимущественных прав. Охрана достоинства – ведущий институт  процессуального права. Объективное содержание идеи достоинства отражается в определенном порядке судопроизводства, который не может быть изменен по произвольному усмотрению, а субъективное – в уважении личности, признании ее ценности.

12. Существенное значение для выражения и защиты достоинства личности приобретает система нормативных правовых актов государства. Законы, занимающие главенствующее положение в системе нормативных актов государства, закрепляют основы достойного человеческого существования. Особую роль в фиксации основ достоинства человека играет Конституция Российской Федерации. Систематизирующей основой для существующих отраслевых норм, направленных на защиту достоинства личности, мог бы стать федеральный закон «Об обеспечении права гражданина Российской Федерации на честь и достоинство», до сих пор ждущий своего часа в Государственной Думе Российской Федерации.

Необходимо усилить доминанту воздействия закона на подзаконные акты, восстановить предметно-функциональную связь нормативно-правовых документов между собой с учетом решения основной задачи – наиболее полной защиты личности, ее прав и достоинства, обеспечить их системное действие с учетом влияния международного права в части охраны достоинства человека.

Обоснован вывод о необходимости проведения экспертизы отдельных нормативных актов, затрагивающих права человека, на предмет нравственной составляющей.

Достоинство личности выражается не только с помощью принятой в данном обществе формы закрепления государственной воли (нормативные акты), но и через иные формы права, в тесной взаимосвязи с развитием законности, демократии, правопорядка, с совершенствованием эффективности механизма правового регулирования.  

13. Структурно-содержательная характеристика юридического механизма гарантий достоинства как необходимого условия его обеспечения представлена нормами позитивного права, законодательной фиксацией границ и способов осуществления субъективных прав, установлением ограничений для участников правоотношений, различными правовыми режимами, эффективностью охраны и защиты прав и достоинства человека, фиксацией ответственности и иных мер принуждения за нарушение правового статуса, закреплением в позитивном праве форм и размеров восстановления нарушенных прав, возмещения (компенсации) причиненного вреда, созданием действенных мер профилактики и предупреждения возможных посягательств на достоинство личности.

14. Предопределяя систему конституционных ценностей, человеческое достоинство как критерий допустимости ограничения основных прав предотвращает злоупотребление правом.

По мнению автора, назрела необходимость возведения недопустимости злоупотребления правом в ранг не только отраслевого, но и общеправового принципа права. Данный принцип имеет особое отношение к информационному праву, динамично формирующемуся в настоящее время. В России пока не сложился эффективный механизм правовой защиты человека от злоупотреблений свободой слова и массовой информации. Современные СМИ зачастую превращаются из инструмента защиты достоинства в источник угрозы для него. Следует законодательно закрепить дефиницию «злоупотребление правом»; установить правовое значение таких базовых понятий, как «достоинство личности», «честь», «личная неприкосновенность», «доброе имя», «деловая репутация»; точно определить юридическое содержание понятия «унижение чести и достоинства», от которого законодатель должен отталкиваться при рассмотрении подобных дел; выработать, насколько это возможно, единообразное толкование таких понятий, как «разумность» и «добросовестность», инкорпорированных законодателем в п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации;  ввести ответственность за распространение достоверной информации о личности, если она имеет дискредитирующий характер и способна нанести вред достоинству человека; привести в соответствие юридические нормы, регулирующие защиту достоинства личности в России, конституционным и международным принципам, в частности, требованиям уважения человеческого достоинства, свободы выражения мнений и недопустимости злоупотребления этой свободой. Необходимо  дополнить Закон о СМИ другими видами злоупотребления свободой массовой информации – расширить уже имеющийся перечень.

15. Достоинство в его нормативном понимании проявляет свою эффективность в нравственных, религиозных, национальных отношениях, где огромное значение имеют не только нормы действующего права, но и морально-этические установления.

Достоинство человека нередко оказывается в эпицентре конфликта, возникающего между правом, моралью, религией. В частности, это касается проблем, связанных с биоэтикой (эвтаназия, клонирование и др.). Современные достижения биоэтики ставят под угрозу ценность достоинства человека. Развитие биомедицины значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения. С одной стороны, результаты биотехнологий ориентированы на перспективу заботы о здоровье человека, сохранности и сбережении его достоинства. С другой – существует угроза генной манипуляции, сомнительных практик для констатации смерти и извлечения органов для последующей пересадки их другим людям, нарушающих телесную и душевную целостность человека.

Инструментализация человеческой природы (репродуктивные технологии, клонирование людей, эмбриональные манипуляции и т.п.) требует особого внимания к разрешению морально-правовых проблем, контуры решения которых просматриваются через анализ теоретических возможностей науки о будущей наследственности – евгеники. Юридическая защита достоинства человека могла бы найти свое выражение в праве на генетическое наследство, не подвергшееся искусственному вмешательству. Многие означенные вопросы лежат в плоскости профессиональной этики.

16. Важная роль в обретении и защите личного достоинства, не приемлющего никаких форм унижения человека, принадлежит гражданскому обществу. Его институтам предстоит решить важнейшую задачу  по формированию высоких гражданских чувств людей и возведению достоинства в ранг высокой общечеловеческой ценности. Только в условиях социального партнерства органов государственной власти и общественных организаций конституционный принцип уважения человеческого достоинства обретет жизнь и станет реальностью.

Общественные объединения – лучшее условие формирования и благоприятная «питательная» среда развития цивилизованной личности, утверждения человеческого достоинства. Без поддержки государства российские самодеятельные правозащитные структуры не могут реализовать свой потенциал. В действительности это приводит к значительной потере ресурсов в системе защиты прав человека. Крайне важно надлежащее законодательное обеспечение деятельности правозащитных общественных структур. Правозащитные общественные объединения, по мнению автора, следует выделить в особую категорию гражданских формирований, регламентация деятельности которых нашла бы закрепление в специальном законе «О правозащитных общественных объединениях и гарантиях их деятельности в Российской Федерации».

Давно назрела необходимость выработки эффективных правовых механизмов, общей стратегии и четких принципов построения сотрудничества государства с общественными объединениями в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Обретение и защита чести и достоинства личности возможны только при условии консолидации общества, где важная роль принадлежит религиозным объединениям. Не случайно Русская православная Церковь выработала принципы и направления своей правозащитной деятельности, в основе которых – забота о сохранении достоинства человека.

Человеческое достоинство требует действенной защиты со стороны гражданского контроля. Именно в бдительном общественном контроле – главная гарантия свободы и прав человека. Обеспечение такого рода контроля должно быть систематизировано и ценностно ориентировано.

17. В шкале предпочтений идея достоинства человека в российских условиях пока еще не первенствует и не осознается как ценность общеправового масштаба. Неоценимый вклад в дело утверждения и защиты достоинства, внедрения в жизнь требований уважения достоинства человека, воплощенных в международно-правовых стандартах прав человека, может внести юридическая наука и юридическое образование.

В ходе преподавания правовых дисциплин особое внимание должно быть уделено профессиональной этике, культивирующей достоинство личности. Недополученные знания в той или иной отрасли законодательства могут восполняться в результате самообразования, а пробелы нравственного воспитания, по мнению автора, невосполнимы.

18. Обеспечение достоинства человека необходимо рассматривать в контексте функционирования органов публичной власти и их должностных лиц. Ответственность власти – особая форма защиты достоинства человека.

Достоинство как конституционный принцип требует от власти исполнения обязательств и ответственности перед личностью. Это не только пассивное воздержание государства от вмешательства в границы свободы человека, но и активная обязанность содействовать индивиду в наиболее полной реализации принадлежащих ему прав и свобод.

Принцип достоинства, являясь моральным универсальным законом, требует нравственной самоорганизации власти. Национальные интересы, политико-правовые установления государства должны признаваться легитимными лишь при условии, что они совместимы с требованием неприкосновенности человеческого достоинства. В этом случае этот базовый конституционный принцип (принцип конституционного строя) обретает свое практическое воплощение и становится надежным основанием морального единения власти и общества.

По мнению диссертанта, в соответствующих нормативно-правовых актах и этических кодексах следует установить четкие критерии нравственной «пригодности» субъектов, реализующих властные полномочия, способности надлежащим образом нести бремя возложенной на них ответственности. «Моральная экология» властной деятельности подразумевает прежде всего наличие у представителей этой сферы честности, личного достоинства, чувства долга, требовательности к самому себе.

Законодатель не может принимать законы, умаляющие достоинство, не согласующиеся с правами человека, исполнительная власть должна создавать все условия для их реализации, судебная – гарантировать права и достоинство человека, в том числе и от возможных посягательств со стороны на них законодательной и исполнительной власти.

Давно назрела необходимость принятия федерального закона «Об ответственности органов федеральной исполнительной власти за обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие», проект которого до сих пор находится на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации.

Недооценивать роль моральной ответственности властных субъектов в правовом обеспечении достоинства недопустимо. Вместе с тем сама по себе моральная ответственность, не подкрепленная юридической, не может эффективно защитить ценность человеческого достоинства.

Категория: Работы | Просмотров: 3443 | Добавил: Brinevk | Рейтинг: 0.0/0