Cтатьи
| Главная » Статьи » Статьи » Статьи |
|
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ[i] Состояние эмоционального напряжения оказывает доминирующее воздействие на общую жизнедеятельность человека, в том числе определяет особенности его речемыслительной деятельности. Познавательная и практическая значимость изучения вербальных экспонентов эмоциональных процессов не вызывает сомнения, о чем свидетельствует множество работ, посвященных данной проблеме. В статье рассматриваются несколько взаимосвязанных исследований аффективной речи, выполненных в Лаборатории социопсихолингвистических исследований Нижегородского государственного лингвистического университета в 2000-2007 гг. Данные исследования представляют собой единый комплекс работ, дополняющих и поддерживающих друг друга. Они образуют логическую цепочку, непротиворечивость которой может рассматриваться как подтверждение моделей и положений, служащих их общей основой. Предметом обсуждения являются шесть взаимосвязанных направлений исследований. [1] 1. Разработка принципов классификации синтаксических структур аффективной речи, создание классификации структурных форм и выявление их значимых корреляционных связей с типом измененного состояния сознания (далее ИСС) говорящего. 2. Аналогичное исследование в области вербального описания внешних проявлений аффекта, т.е. разработка принципов классификации авторских ремарок, создание классификации авторских ремарок и сопоставление их с типом ИСС. 3. Сопоставление результатов первого и второго исследований с целью проверки и уточнения лежащих в их основе постулатов, предположений и методических принципов. 4. Тестирование инструкций для идентификации синтаксических структур аффективной речи на однозначность восприятия «средним» экспертом и их последующая корректировка. 5. Выявление корреляционных связей между конструктивными формами речи и другим, отличным от ИСС, экстралингвистическим коррелятом, в качестве которого в исследовании рассматривается пол говорящего, понимаемый как биологический, а не социокультурный (гендерный) фактор воздействия. 6. Оценка пригодности разработанной структурной классификации (см. п. 1) для описания других типов деформированной речи путем выявления значимых дифференциальных признаков аффективной и псевдоаффективной (политической и судебной) речи. Проводимые исследования имеют прагматическую ценность, так как, в конечном счете, они способствуют идентификации типов психологического состояния и, следовательно, прогнозу поведения человека в состоянии эмоциональной напряженности. Такая возможность ценна, например, в криминалистике, при тестировании дееспособности в экстремальных условиях и т.п. Однако в статье сделан акцент на методологическом аспекте упомянутых исследований. В основу проводимых исследований положено несколько постулатов. 1. Основным фактором влияния эмоциональной сферы на структурные особенности речи являются не качественные характеристики конкретной эмоции или группы эмоций, а характер их воздействия на речемыслительные процессы - деструктивный (деформирующий) или конструктивный (благоприятный). Поэтому в качестве психофизиологических коррелятов конструктивных форм целесообразно рассматривать обобщенный фактор: психологические состояния – «измененные состояния сознания», - оказывающие непосредственное влияние на речемыслительные процессы. К ним относятся состояние диссоциации (ИСС 1), состояние эвстресса (ИСС 3) и пограничная фаза перехода от состояния диссоциации на промежуточную программу адаптации – поисковое состояние (ИСС 2). При этом ИСС рассматриваются не как болезненные, патологические, а как особые психические состояния, возникающие в условиях проявления не вполне обычных социальных и биологических факторов и влияющие на специфику вербального и невербального поведения человека. Выделенные типы ИСС представляют собой устойчивые физиологические состояния, они дискретны, образуют в состоянии эмоционального напряжения полный набор взаимоисключающих, альтернативных состояний, и, что особенно важно, уверенно идентифицируются в ходе лабораторных биохимических и психофизиологических тестов [1]. 2. Особенности речи в состоянии эмоционального напряжения обусловлены специфическими механизмами протекания речемыслительных процессов при ИСС. Речь при ИСС характеризуется собственными базовыми элементами и определенными закономерностями их функционирования. Синтаксическая специфика такой речи способна передавать значимую дифференцированную информацию о типе психологического состояния говорящего. 3. Являясь особым видом речи, речь при ИСС представляет собой функциональную разновидностью разговорной речи. Разработанные классификации могут использоваться в качестве инструмента для решения общих психолингвистических задач выявления механизмов речеобразования и восприятия речи. Из данных постулатов вытекает ряд важных следствий, которые и проверяются в ходе упомянутых выше исследований. 1. Влияние ИСС на строй речи проявляется, в основном, в деформациях «ядерного» предложения. Поскольку отклонение реализуемых форм от структуры «ядерного» предложения является важнейшей чертой аффективной речи, классификация реализуемых структурно-семантических вариантов ядерного инварианта может служить основой для изучения других видов «деформированной» речи, например, ораторской (псевдоаффективной) речи, речи билингвов и т.п. 2. Доминантный характер ИСС предполагает их фильтрующее действие в отношении внешних факторов влияния на речевые характеристики, проявляющееся в блокировании или значительной нейтрализации факторов социокультурного плана на фоне глубинных биологических факторов. Представление о фильтрующей функции ИСС позволяет предположить, что в аффективной речи возможно выделение прямого воздействия пола как биологического фактора независимо от социокультурных (гендерных) влияний, тогда как в нейтральной речи этого сделать не удается. 3. Комплексный характер проводимых исследований предоставляет хорошую возможность оценить возможность использования литературных произведений как практически неограниченного источника для изучения «наиболее ярких типизированных эмоциогенных ситуаций» [2. С. 347]. В то же время, поскольку представления исследователя-лингвиста о психофизиологическом состоянии персонажа основаны на авторских описаниях, для уверенного использования данных необходимо проанализировать, формализовать и тестировать целый ряд специфических приемов лингвистического анализа текстов. Рассмотрим далее упомянутые выше направления исследований, находящихся на разных стадиях разработки. СКАЧАТЬ ТЕКСТ СТАТЬИ ПОЛНОСТЬЮ. [i] Статья опубликована в сб.: Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы IV Международных Березинских чтений. Вып. 14. – М.: ИНИОН РАН, МГЛУ, 2008. – С. 223-233. | |
| Просмотров: 1512 | Рейтинг: 0.0/0 |
Степанов, В.Н.
Степанов, В.Н.
Приходько А. Н.


