Понедельник, 10 Ноября 2025, 21:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Журнал Юрислингвистика
Наш опрос
Оцените качество новостей на нашем сайте
Всего ответов: 134

 Степанов, В.Н. Прагматика спонтанной телевизионной речи / монография / – Ярославль : РИЦ МУБиНТ, 2008. – 248 с.

 Степанов, В.Н. Провоцирование в социальной и массовой коммуникации : монография / В.Н. Степанов. – СПб. : Роза мира, 2008. – 268 с.

 Приходько А. Н. Концепты и концептосистемы Днепропетровск:
Белая Е. А., 2013. – 307 с.

 Актуальный срез региональной картины мира: культурные
концепты и неомифологемы
– / О. В. Орлова, О. В.
Фельде,Л. И. Ермоленкина, Л. В. Дубина, И. И. Бабенко, И. В. Никиенко; под науч ред. О. В. Орловой. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2011. – 224 с.

 Мишанкина Н.А. Метафора в науке:
парадокс или норма?

– Томск: Изд-во
Том. ун-та, 2010.– 282 с.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Кемерово


Новосибирск


Барнаул

Сибирская ассоциация
лингвистов-экспертов


Cтатьи

Главная » Статьи » Статьи » Статьи

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛГУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА Хлыстова В.Г.

Хлыстова В.Г.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛГУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

 

Ложь была и остается повседневным явлением человеческого общения, и каждый человек хотя бы раз в жизни становился либо объектом, либо субъектом лжи. В статье рассматриваются некоторые признаки лжи, в частности кинесические движения, которые сопровождают речь и могут быть интерпретированы как показатели неискренности говорящего.

 

Ложь представляет собой «феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительности, конечной целью которого является специфическое воздействие, направленное непосредственно на адресата лжи с целью неадекватного истолкования им реальности выгодным для субъекта лжи способом». [1]

Чаще всего ложь находит свое выражение в содержании речевых сообщений, но может выражаться и в невербальных проявлениях, если они не соответствуют реально переживаемым эмоциональным состояниям.

Обнаружить ложь непросто. Одна из проблем – это обилие информации: слишком много информационных каналов приходится принимать во внимание: вербальный канал (слова) экстралингвистические знаки (паузы, звучание голоса), паралингвистические компоненты сообщения (выражение лица, движения головы, жесты, поза, дыхание, испарина, румянец или бледность) и т.д.

Американские психологи-криминалисты выделили следующие признаки намеренной лжи [2].

Вербальные признаки

1.          Люди, говорящие правду, стараются ответить на вопрос прямо, те же, кто ее скрывает, пытаются в своих ответах говорить о разных побочных обстоятельствах.

2.          Говорящим неправду для ответа на вопрос обычно требуется больше времени: им нужно время для принятия решения, что именно сказать.

3.          Повтор вопроса – это обычный способ выгадать дополнительное время, чтобы продумать ответ на поставленный вопрос.

4.          Многие говорящие неправду люди отличаются отрывочной речью, предложения у них часто остаются незаконченными.

5.          Разного рода клятвы и заверения часто используются лгунами в их попытках придать большую убедительность своей лжи.

6.          Люди, говорящие неправду, стараются использовать обтекаемые формулировки, например, «вероятно, это не так».

7.          Говорящие неправду люди активно стараются убедить противную сторону в своей невиновности, тогда как нелгущие обычно ведут себя пассивно.

8.          Непоследовательность в утверждениях относится к одним из наиболее достоверных признаков лживости.

Невербальные признаки

1. Знаки – это сигналы, значение которых совершенно ясно. Например, кивок головы интерпретируется как знак согласия или одобрения. В случаях обмана подобные знаки часто бывают не доведены до конца, резко обрываются. Кроме того, люди, говорящие неправду, часто используют жесты, казалось бы, не к месту.

2. Непроизвольные навыки – не замечаемые самим человеком привычки, например, касаться мочки уха, поглаживать волосы и т.д. В период стресса эти навыки становятся более заметными.

3. Стресс обычно проявляется в учащенном дыхании, которое часто может свидетельствовать о намеренной лжи.

4. Трудноуловимые, быстроисчезающие (в доли секунды) изменения в выражении лица часто свидетельствуют о скрытом эмоциональном возбуждении.

Лжецы обычно отслеживают, контролируют и скрывают не все аспекты своего поведения. Скорее всего, они не смогли бы этого сделать даже при всем своем желании. Поэтому лжецы стараются скрыть и фальсифицировать наиболее явные, с их точки зрения, признаки лжи.

Лгущие люди склонны особенно тщательно подбирать слова. Причина очевидна: словами обмануть легче всего. Речь можно заранее сформулировать наилучшим образом и даже выучить наизусть. Тщательно же подготовить все выражения лица, жесты и интонацию может только профессиональный актер. Кроме того, у говорящего есть постоянная обратная связь: он слышит себя и, таким образом, всегда в состоянии подобрать наиболее подходящую манеру изложения. Наблюдать же за собственными манипуляциями и выражениями своего лица гораздо сложнее.

Из всего разнообразия невербальных движений человека наиболее важными с точки зрения выявления ложности высказывания являются жестовые знаки.

Наибольшей коммуникативной нагрузкой характеризуются знаковые движения, которые носят название эмблемы. Жесты данной группы имеют конкретное значение, известное каждому человеку, принадлежащему к определенной культурной группе [3]. Многие жесты мало что значат без сопроводительных слов. Эмблемы же можно использовать вместо слов или там, где слова использовать нельзя. Примерами хорошо известных эмблем являются движение головой сверху вниз – «да» и из стороны в сторону – «нет», движения рукой – «иди сюда» и «привет / пока», руки, сцепленные в «замок» на уровне груди, – мольба или отчаяние и т.д.

Эмблемы всегда производятся намеренно. Человек, показывающий эмблему, точно знает, что и как нужно сделать, чтобы передать некое сообщение. Бывают, однако, и исключения. Подобно тому, как случаются оговорки в речи, бывают промахи и в телодвижениях – это и есть эмблемы, выдающие информацию, которую человек пытается скрыть. Определить, что эмблема является «оговоркой», а не выполняется намеренно, возможно по двум признакам.

Один из них состоит в том, что действие выполняется не полностью, а лишь фрагментарно либо с неполной амплитудой. [3] Например, человек, стремящийся скрыть отчаяние, может поднять руки на уровень груди, но не завершить жест отчаяния, придав рукам другую траекторию движения.

Вторым признаком того, что эмблема является скорее «оговоркой», нежели намеренным действием, является то, что она выполняется не в привычной позиции. Большинство эмблем производится человеком прямо перед собой, в области между талией и шеей. [3] Эмблему, демонстрируемую в привычной позиции, не заметить невозможно. При «оговорках» же эмблему никогда не выполняют в привычной позиции, стремясь сделать ее как можно менее заметной.

Вышеназванные характеристики (фрагментарность и выполнение вне привычной позиции) обусловлены естественным желанием лгущего помешать объекту обмана заметить эмблему. Любой лжец старается не допускать эмблематические «оговорки», но, в случае их появления, они являются вполне достоверными признаками невольно проявившейся информации об истинных чувствах и намерениях говорящего.

Примером эмблематической «оговорки», выступающей в качестве признака лжи, может служить фрагмент сценария из американского сериала «Обмани меня» (Lie to Me). В одной из серий главный персонаж доктор Лайтмен (психолог, специализирующийся на выявлении лжи по невербальным признакам) занимается расследованием дела о некачественном медицинском препарате, ставшим причиной смерти нескольких пациентов. Ниже приведен фрагмент диалога между доктором Лайтменом и подозреваемой доктором Вейдеманом, возглавляющей корпорацию, выпустившую некачественный продукт.

Д.В.[1] – Доктор Лайтмен, мисс Торос. Приятный сюрприз.

Д.Л. – Простите, что не предупредили. Чем дольше готовятся к обману, тем труднее мне его раскрыть.

Д.В. – Вот как. Оставьте нас ненадолго (обращается к коллегам, находящимся в комнате). Итак, чем могу служить?

Д.Л. – Некоторые фармацевтические журналы узнали, что я занимаюсь этим делом, и пристают ко мне с вопросами. Вот я и решил задать их вам.

Д.В. – Прошу.

Д.Л. – Благодарю. Прежде всего, настоящий препарат и поддельный: в чем разница между ними?

Д.В. – Объяснить сложно, все дело в технологическом процессе.

Д.Л. – Все-таки объясните. Я изучал химию в Оксфорде.

Д.В. – (кусает губы) Это коммерческая тайна. Вы можете так и сказать журналистам.

Д.Л. – Хорошо.

Т. – А как насчет опыта на мышах, о котором не говорится в вашем отчете?

Д.В. – Это неважно. Другие испытания не выявили побочных эффектов.

Д.Л. – В лабораториях, которые работают честно?

Д.В. – (кусает губы) Я лично подбираю каждую такую компанию. Я им доверяю.

Д.Л. – Хорошо. В наше время трудно найти компанию, достойную доверия.

В диалоге хорошо видны невербальные признаки лжи. Доктор Вейдеман, говоря об экспериментах с препаратом, постоянно кусает губы, что говорит о ее неверии в собственные слова. Как мы узнаем позже, это была не просто неуверенность в верности предоставляемой информации, а преднамеренный обман: доктор Вейдеман знала о вреде здоровью, который мог быть причинен лекарством, которое производила ее компания. Таким образом, неоднократное повторение невербального движения (в данном случае покусывание губ) является признаком того, что доктор Вейдеман лжет.

Иллюстрация – это еще один тип телодвижений, который может быть признаком обмана [3]. Способов иллюстраций много: особое ударение на слове или фразе, подобно тому, как ставят знак ударения или подчеркивают что-либо на письме; движение рукой в воздухе, «прослеживающее» ход мысли; «рисование» руками в воздухе или «изображение» действия, повторяющие или усиливающие сказанное. Именно руки обычно иллюстрируют речь, хотя движения бровей и век часто также являются иллюстрациями, так же как и все тело или верхняя часть торса.

Характер используемых человеком иллюстраций является не врожденным, а приобретенным. Люди различных культур не только используют разные типы иллюстраций, но и пользуются ими с различной степенью интенсивности: одни из них иллюстрируют крайне мало, а другие очень много. Даже в пределах одной культуры ее отдельные представители различаются по количеству типичных для них иллюстраций.

Данная культурологическая характеристика иллюстраций обуславливает их особенность в качестве признаков ложности высказывания, которое они сопровождают: при произведении ложного сообщения количество иллюстраций изменяется по сравнению с обычной манерой говорящего.

Чаще всего подобное изменение проявляется в уменьшении количества иллюстраций. Основной причиной сокращения количества иллюстративных движений, сопровождающих речь, является отсутствие эмоций, которые человек вкладывает в слова. Люди иллюстрируют меньше, чем обычно, когда тема их никак не затрагивает, когда им скучно, неинтересно или в минуты глубокой грусти.

Иллюстраций становится меньше и когда человек говорит нерешительно. Если кто-то тщательно взвешивает каждое слово, предварительно обдумывая сказанное, он не будет много иллюстрировать. Число иллюстраций всегда снижается, когда говорят с осторожностью.

Следует отметить, что изменение количества иллюстраций по сравнению с привычным может и не иметь никакого отношения к обману. Однако, подобное «отклонение» в поведении свидетельствует, что субъект речи старается контролировать свои действия, что в определенной ситуации (например, в повседневном разговоре) может свидетельствовать о стремлении человека не выдать свои тайные мысли невольным движением.

Традиционно большинство людей считают надежным признаком лжи манипуляции, совершаемые адресантом во время говорения, однако данные движения далеко не всегда являются показателем того, что человек лжет.

К манипуляциям относятся движения, которыми отряхивают, массируют, потирают, щиплют, ковыряют, чешут другую часть тела или совершают какие-либо иные действия с ней. Продолжительность манипуляций может различаться от нескольких мгновений до многих минут. Некоторые из кратких манипуляций внешне имеют определенную цель: поправляют волосы, вытирают губы, почесывают какую-то часть тела. Другие манипуляции, продолжающиеся довольно долго, с виду абсолютно бесцельны: это закручивание и раскручивание волос, потирание пальцев, постукивание ногой. Манипуляции могут ограничиваться лицом (например, упор языком в щеку, покусывание губы). Частью акта манипуляции могут стать какие-то предметы: спичка, карандаш, скрепка, сигарета и т.д. [4]

Считается, что когда люди нервничают, находятся в непривычной для них обстановке, они ерзают и совершают беспокойные движения. Люди, пытающиеся выявить ложь, часто ошибочно принимают правдивого человека за лжеца, потому что тот демонстрирует много манипуляций и тем самым выдает волнение, которое обычно сопровождает порождение ложного высказывания (лгущий всегда боится, что его ложь обнаружат). Однако, многим людям свойственно совершать много манипуляций и в расслабленном состоянии, раскрепостившись и перестав сдерживаться. В компании друзей обычно меньше беспокоишься о приличиях.

Таким образом, манипуляции не всегда являются надежным признаком волнения (и, как следствие, дают основание для подозрения в обмане), поскольку могут манифестировать диаметрально противоположные состояния – дискомфорт и расслабленность. Кроме того, лжецы знают, что манипуляции нужно подавлять, и периодически большинство из них в этом преуспевают.

 

Следует отметить, что ни один из приведенных выше признаков лжи не может иметь самостоятельного значения, необходимо оценивать все признаки в совокупности. Иллюстрацией данного вывода может служить приведенный ниже сценарий фрагмента фильма «Обмани меня». По сюжету, в агентство пришел молодой человек, подозревающий свою невесту в неискренности намерений. Мисс Торос (помощница доктора Лайтмана) встречается с подозреваемой Надей Доус.

Н.[2] – Мисс Лили всегда говорила: «У вас четыре паса, три подачи, две команды, но победитель один»[3] (иллюстрирует свои слова при помощи пальцев рук).

Т. – Что вас привело сюда?

Н. – Мой друг открыл здесь компанию, у него один из интернет сайтов для детей (использует иллюстраторы).

Т. – Какой сайт?

Н. – Называется «Сижу в сети».

Т. – Ваш друг его основатель?

Н. – Да.

Т. – Вау! А как вы встретились?

Н. – О чем вы?

Т. – Все-таки Коламбус далеко отсюда.

Н. – Далеко.

Т. – Как вы познакомились?

Н. – Это было так странно. Конечно, я слышала о его компании, но понятия не имела кто он. Просто увидела, стоит возле бара приятный парень, собирается выпить.

Т. – Да, странно. Очень странно, приехать из такой глуши и найти себе такого богача.

(Надя теребит часы и сережки – манипуляции с предметами).

Очевидно, что для Нади свойственно сопровождать свою речь так называемыми иллюстраторами. Она пытается передать свою историю в жестах. Но, когда она говорит о знакомстве со своим женихом, который и заказал данное расследование, она не иллюстрирует свою речь, а манипулирует с часами и сережками. Такое неожиданное переключение говорящего с иллюстраций на манипуляции свидетельствует об изменении привычного поведения, что, в свою очередь, является довольно точным признаком того, что говорящий испытывает ощущение дискомфорта от перемены темы разговора. Дальнейшее расследование показывает, что отмеченное изменение в поведении девушки было не случайным: она действительно специально познакомилась с богатым молодым человеком, чтобы обманом завладеть его имуществом.

 

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что наличие признаков лжи или их отсутствие в конкретный момент беседы далеко не всегда свидетельствует о ложности сообщаемой информации. Возможно утверждать, что одним из главных критериев распознавания лжи является изменение поведенческих реакций собеседника.

Любой верификатор, независимо от теоретических и практических знаний, может ошибиться при интерпретации поведения человека. Необходимо учитывать всю совокупность признаков коммуникативной ситуации, обеспечив при этом собственную беспристрастность по отношению к оцениваемому лицу. Только комплексный анализ всех составляющих коммуникативного акта в сочетании с анализом личностных характеристик коммуниканта позволяет делать вывод о правдивости/ложности сообщаемой информации.

ЛИТЕРАТУРА:

1.        Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 195.

2.        Альбрехт, У. Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса [Текст] / У. Альбрехт, Д. Венц, Т. Уильямс. СПб., 1995. С. 70.

3.        Экман П. Психология лжи [Текст] / П. Экман. СПб., 2000. С. 180.

4.        Обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояния // электронный ресурс http://www.falsehood.info/index8.html



[1] Д.В. – доктор Вейдеман; Д.Л. – доктор Лайтмен; Т – мисс Торос (помощник доктора Лайтмана).

[2] Н. – Надя Доус (невеста заказчика расследования); Т. – мисс Торос.

[3] Речь идет о правилах игры в софтбол.

Категория: Статьи | Добавил: Brinevk (01 Июля 2012)
Просмотров: 10804 | Рейтинг: 0.0/0