23:04 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ БОЧАРОВА Э.А. | |
![]() БОЧАРОВА Эмилия Александровна Специальность 10.02.19 – теория языка Основные положения, выносимые на защиту: 1. Политический дискурс – это сложное образование, обладающее чёткойжанровой структурой, объективированное в устной и письменной формах,характеризующееся рядом специфических признаков (тематическаядетерминированность, чёткая ролевая структура (адресант, адресат-оппонент,адресат-наблюдатель), направленность коммуникативной деятельности назахват или удержание политической власти) и выполняющее определённыефункции в обществе: информативную, аргументативную, персуазивную,контролирующую и т.д.. Предвыборный дискурс сочетает в себе признакиразличных типов дискурса (политического, риторического, ритуального),вследствие чего характеризуется набором разноплановых характеристик присохранении борьбы за власть (в широком смысле) в качестве прагматическойдоминанты. 2. В американском и российском президентском предвыборном дискурсе2007-2008 гг. активно реализуется манипулятивный потенциал разнообразныхязыковых средств. Основным способом реализации ориентационного иманипулятивного воздействия выступает дискурсивное конструирование в6сознании потенциального избирателя социальной и политической среды(реальности) в соответствии с целью, системой норм, установок и идеологиейтого или иного адресанта-субъекта политической деятельности. 3. Для моделирования в сознании потенциального избирателя социальнойи политической среды (реальности) в рамках предвыборного политическогодискурса в России и США характерны актуализация базовой когнитивнойоппозиции «свой – чужой», переосмысление социальной и политическойреальности посредством разного вида метафор. 4. Для предвыборного политического дискурса типичнофункционирование текстов, сконструированных с применением разнообразныхлингвостилистических приёмов, являющихся не только основным средствомконцептуализации, категоризации и оценки действительности, но иэффективным способом воздействия на сознание адресата, реализованнымпосредством широкого спектра языковых средств. 5. В корпусе рассмотренных текстов президентского предвыборногодискурса наблюдаются тенденции одинакового метафорическогопереосмысления схожих денотатов, характерные и для американских, и дляроссийских политиков («burden»/«бремя» – налоговые вычеты, «games»/«игры»– имитация госслужащими активной профессиональной деятельности и др.),так и национально-специфические репрезентанты, употребляемые либоамериканскими («swiftboating», «ol’-boy network», «a pie in the sky» и др.), либороссийскими политиками («абрамòвичи», «пилить бюджеты», «бандократия» идр.). Вместе с тем, присутствуют языковые единицы, употребление которыхопределяется политическими взглядами и партийной принадлежностью тогоили иного кандидата. 6. Состав универсальных метафорических моделей, функционирующих втекстах американского и российского предвыборного дискурса, достаточнооднороден. Наиболее яркие примеры неоднородности функционированияметафорических моделей обнаруживаются в сфере функционированиякриминальной метафоры и метафоры болезни, характеризующихсяповышенной частотностью в российском политическом дискурсе, и метафорысо сферой-источником «Спорт», в большей степени характерной дляамериканского предвыборного дискурса.
| |
|